"Радость и мир в душе"

Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Казанском соборе
В канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы, 20 сентября, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в Казанском кафедральном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили протоиерей Николай Преображенский, ключарь собора протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, клир собора, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.

Правящий архиерей поздравил верующих с великим праздником Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

"В этот день родилась Та, Которая принесла "радость всему миру" через рождение нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа - сказал владыка в проповеди. - Мы знаем историю появления на свет Божией Матери: Она родилась от престарелых родителей - Иоакима, который был из рода Давидова, и Анны из первосвященнического рода. Какое горе испытывали они, когда у них долго не было детей, какое терпели поношение! Иудеи считали, что те, у кого нет детей, грешники, Господь лишает их чадородия, они "бесплодные смоковницы", покрытые только листьями и не имеющими плодов. Эта чета молилась Богу, терпела поношения, а Господь ждал, пока они полностью очистят души и сердца. Когда Иоаким и Анна совсем состарились, Он послал им архангела Гавриила сообщить радостную весть, что у них будет дитя, через которое придет спасение всему миру. Так и произошло: вскоре родилась Дева Мария".

"Только с небес приходит радость, - продолжил архипастырь. - В Евангелии, когда ангелы являются к людям, говорят: "Радуйтесь!" Когда Дева Мария пришла к праведной Елизавете, Иоанн Предтеча радостно взыграл в материнском чреве. Да и Дева Мария радуется, что Господь избрал Ее для спасения рода человеческого. В нашем безрадостном мире мы не испытываем божественной радости. Есть какая-то радость земная, по большей части греховная, но после нее наступают муки - сначала временные, потом вечные. Нам нужна не греховная, а благодатная радость, произрастающая от мира душевного. Если муж и жена благочестивые, ходят в храм Божий, в семье радость есть. А если ведут жизнь неблагочестивую, у них сплошные ссоры, споры, неприятности - одна мука. Значит, чтобы был мир в душе, надо вести благочестивую жизнь, исполнять заповеди Божии - из этого состояния может родиться радость".

"Во время богослужения часто говорится: "Мир вам", "Мир всем". Церковь раздает мир, чтобы мы впустили его в сердце, и от этого у нас произошла радость о Господе. Приходя в храм, причащаясь, мы ощущаем радость и делимся ею. Мы не для себя ее получили, а чтобы поделиться с другими. И Матерь Божия не для себя жила, а чтобы спасти нас. Она поделилась Своим крестом с нами, потому что Свой крест несла, как никто. Радость происходит от креста: мы иногда скорбим, переживаем, что болеем и страдаем, а надо спокойно его нести и радоваться, что Бог посетил нас. Надо думать так: "Господь обратил на меня внимание - я и болею, а если бы не обратил, я бы грешил. А теперь болею и не грешу - вот и слава Богу". Мы знаем, что через Крест Христов пришла радость всему миру. Господь дает ее нам. Матерь Божия прошла этот путь, Она все знает о радостях и страданиях. И помогает тем, кто обращается к Ней в молитвах, страждущим и обремененным, претворяет печаль в радость через молитву. Надо к Ней обращаться, приходить в храм, особенно в Ее праздники. Матерь Божия всех нас видит - с чем подошли мы к Ее иконе, о чем просили. И даст помощь, которая будет нам на пользу и спасение. Она всегда утешает, мы получаем мир, особенно в Ее праздники. С Божией Матерью пришла радость, и, получив ее, мы возвращаемся домой счастливыми. Желаю вам укрепляться в духовной радости, иметь ее, а если случатся скорби, спокойно их переносить, Бога за все благодарить, и будет радость даже в скорбях. Пусть Царица Небесная покрывает нас Своей благодатью", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Богослужение транслировалось на YouTube-канале собора.

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы относится к числу двунадесятых. В Новом Завете содержатся скудные сведения о земной жизни Девы Марии. О событии, в честь которого установлено празднование, известно из апокрифического Протоевангелия Иакова (II век). У благочестивой семейной пары из Иерусалима, Иоакима и Анны, долго не было детей. Когда Иоаким пришел в храм принести Богу жертву, первосвященник по этой причине ему отказал. Иоаким в скорби удалился в пустыню для молитвы, а его жена осталась дома и тоже молилась. В это время им обоим было видение ангела, возвестившего, что Господь внял их молитве, у них родится дитя, о котором будут говорить во всем мире. Они встретились у Золотых ворот Иерусалима (Протоевангелие Иакова , 4:7-8). Не являясь каноническим, "Протоевангелие Иакова" оказало влияние на церковные традиции. Официальное введение праздника Рождества Пресвятой Богородицы в Византийской империи приписывают императору Маврикию в конце VI или начале VII века. Это связано, вероятно, с усилением почитания Богородицы после Эфесского Собора под влиянием поздних апокрифов. Из ныне используемых песнопений праздника только тропарь "Рождество Твое, Богородице Дево" принадлежит V-VII векам. В современную службу входят творения святителя Андрея Критского (VII век), преподобного Иоанна Дамаскина (VIII век), Германа, патриарха Константинопольского (VIII век), Анатолия, епископа Солунского (IX век), Стефана и Сергия Святоградцев (IX век), Иосифа Песнописца (IX век).

ИА "Вода живая",
20.09.21



Упоминания в новостях

Все новости >>