"Обновиться, омыться"

Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Николо-Богоявленском соборе
В праздник Крещения Господня, 19 января, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в Николо-Богоявленском морском соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили настоятель протоиерей Богдан Сойко с клиром, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.

Среди молящихся был губернатор Александр Беглов.

Правящий архиерей совершил чин великого освящения воды и произнес проповедь.


"Поздравляю вас с великим праздником Богоявления, или Крещения Господня, - престольным праздником нашего храма, - сказал владыка. - Сегодня миллионы людей приходят в храмы в нашей холодной России, на реки, к купелям, чтобы с радостью окунуться в освященные воды и почерпнуть благодать Святого Духа для исцеления душ и телес, обновления жизни. Богословское значение праздника в том, что на Иордане впервые было явление Святой Троицы. Сын входит в воду, Отец с неба свидетельствует, что это Сын Его, а Дух Святой в виде голубя сходит на главу Спасителя. Это откровение дано только Церкви Христовой - подобное неизвестно ни иудеям, ни мусульманам, никаким другим религиям. Только мы исповедуем Святую Троицу, крестимся во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Христос пришел на Иордан, разделся, вошел в воду, показав наготу Адама: без Бога Адам остается ни с чем, только с грехами. Господь одевается этой водою, берет на себя грехи, и Иоанн Предтеча говорит: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Ин. 1:29). Господь смыл наш первородный грех - никто не мог этого сделать. Были в Ветхом Завете заместительные жертвы - миллионы животных приносились в жертву. Люди понимали, что согрешили, и совесть их мучила. Но умирать за свои грехи никто не хотел. Кого же отправляли на смерть? Жертвенных животных. На них возлагали руки, приносили их в жертву и верили, что очищались. На самом деле никакая пролитая кровь животного не очищает нас, и какие бы мы жертвы ни приносили, если это только внешнее, то не имеет смысла".

"Господь говорит: "Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой" (Мф. 5:23-24), - продолжил архипастырь. - Господь принимает жертвы, но мы понимаем, что нужно сначала каяться в грехах и меняться. Можно давать на храм большие суммы, но если будем грешить, блудить, развратничать, наша жертва не будет принята. Господь пришел на Иордан, установил Таинство Крещения, чтобы мы облекались во Христа. Мы должны сбросить одежды страстей и греха, облечься во Христа. Все мы крестились, но не все облекаемся. Чтобы облекаться, нужно жить по Евангелию. Если будем так жить, на нас слава Христова будет отражаться: глаза, лица будут носить славу Христову, как носили преподобный Серафим Саровский, праведный Иоанн Кронштадтский - посмотрите на эти лики, на них Христос отобразился! На их лицах написана благодать, потому что они жили так, как учит Господь. Мы сегодня почерпнем воды, и освятим ею прежде всего наше сердце. Можно одежду окропить водой - ну и что? Можно даже тело окропить: налить крещенской воды в ванну и лежать там - но разве мы освятимся? Освящаются сердце, душа".

"Вкушая воду, мы должны обновиться благодатью Святого Духа и начать новую жизнь во Христе. Нам дается божественная энергия для преодоления грехов, страстей для новой жизни. Начался новый год - нужно жить по-новому, не грешить. Но мы видим, что благодать из мира ушла. Люди перестали Бога признавать - вся христианская Европа отказывается от Него, и чего же мы хотим? Благодать осталась только в Церкви, в ее Таинствах. Поэтому нужно приходить в храм, чаще исповедоваться, причащаться и совершать добрые дела. Тогда будем преодолевать благодатью Божией все напасти. По-другому будем только слабеть. Нужно иметь крепкий дух, крепкую веру. Эту веру мы подкрепляем крещенской водой, которую должны хранить дома и с благоговением натощак каждое утро, когда не причащаемся, употреблять. Понимая, что мы должны этой благодатью сердце омывать, чтобы оно было чисто - тогда в нем может жить Господь. Желаю вам помощи Божией, напитаться благодатью, укрепиться ею и обновить свою жизнь", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Затем верующих поздравил глава города. Он сообщил, что ночью объехал все купели: "Много народу окуналось. Это наш дух православный, владыка правильно сказал - можно окунаться, и нужно - по силам каждого, - но прежде всего надо покаяться. Только через покаяние, добрые дела мы спасемся, и будет благодать для нас и нашего города. Благодарю отца Богдана за молитвы о нас, грешных, а вам хочу пожелать крепкого здоровья и Божией помощи".

Храму была подарена икона Иоанна Крестителя.

Никольский собор строился для морских служителей по указу императрицы Елизаветы Петровны по проекту Саввы Чевакинского. Главный алтарь нижнего храма святителя Николая Чудотворца был освящен 18 декабря 1760 года, главный Богоявленский алтарь в верхнем храме - 2 сентября 1762-го. Тогда же велено было именовать морскую церковь собором. В советское время не закрывался, до 22 декабря 1999 года был кафедральным собором Санкт-Петербургской епархии. Памятник архитектуры мирового значения.

Крещение Господне или Богоявление - христианский праздник, установленный в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Описание события Крещения дано у всех четырех евангелистов (Мф. 3:13-17; Мк. 1:9-11; Лк. 3:21-23; Ин. 1:33-34). Праздник называется еще днем Просвещения и праздником Светов - от древнего обычая совершать накануне его (в навечерие) крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением. В Православной Церкви праздник принадлежит к числу двунадесятых и завершает рождественские Святки.

ИА "Вода живая",
19.01.22

Николо-Богоявленский морской собор

190068, Санкт-Петербург, Адмиралтейский район, Никольская пл., д. 1/3

Упоминания в новостях

Все новости