"Готовиться к вечности"

Митрополит Варсонофий возглавил Божественную литургию в Успенском храме на Северном кладбище
В родительскую субботу седмицы 4-й Великого поста, 2 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Успения Пресвятой Богородицы на Северном кладбище.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель протоиерей Александр Ткаченко, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.

Было совершено уставное заупокойное богослужение.


"Собравшись в храме на этом кладбище, мы помянули всех, кто здесь похоронен от века до сего дня, - сказал владыка в проповеди. - За кого-то из них некому молиться, а мы соборно помолились о всех здесь лежащих. Соборно - не значит "демократично", это означает "на высшем уровне": архиереи, священники, диаконы, миряне собрались и вознесли прошения об упокоении усопших. Молитва имеет свойство из видимого мира простираться в мир невидимый. Души умерших чувствуют это. Мы украшаем их могилы цветами, венками, но они от этого ничего не чувствуют. Покойные чувствуют нашу молитву и милостыню, которую мы подаем в их память. Поэтому в родительские субботы надо приходить в храм и поминать их. Прямой заповеди о поминовении нет, но в Ветхом Завете есть упоминание, что приносились жертвы за усопших, а молитва и жертва - по сути, одно и то же. Читая про Маккавеев, мы видим, что особо молились о павших воинах, это древняя традиция. Что касается новозаветных времен, уже в апостольский период совершалась молитва о упокоении. На Божественной литургии мы читаем молитвы, составленные в первые века, в том числе об усопших".

"Святитель Иоанн Златоуст, который редактировал литургию, призывал прихожан не лить слезы об ушедших, а молиться, поститься, подавать в их память милостыню, - продолжил архипастырь. - Таково Предание Церкви, и мы молимся за тех, кто до нас ушел в Царствие Небесное. Человек создан для двух миров: здесь, в этом мире, он готовится к вечной жизни. Это приготовление всегда заканчивается: идем, идем, а потом дорога приводит к смерти - и открывается новая жизнь. Это либо вечная радость, либо вечная мука. Напрасно надеяться, что если будешь грешить, достигнешь вечного блаженства. Так не бывает. Господь не говорил, что родные могут грешника "отмолить". Тогда бы люди не стали ничего делать для спасения, а надеялись бы на родственников и друзей. Мы должны при этой жизни готовиться к вечности, и когда попадем в Царствие Небесное, станем только совершенствоваться, расти, идти вперед - там уже не будет умаления ко греху. "В доме Отца Моего обителей много (Ин. 14:2)", - говорит Господь. Чего душа достигает, в таком месте и находится - по мере обожения, но может расти, а вот в ад спускаться не сможет. Нужно иметь навыки возрастания в добре, чтобы с каждым днем становиться лучше. Путь-то у всех один, и на этом пути нужно запастись добрыми делами: только их мы возьмем с собой. Что нам по силам, должны делать - это поможет в будущей жизни".

"Святая Церковь говорит, что всемогущий Бог в конце времен соединит наши умершие тела, прах с душами, которые будут в ином мире, и потом, уже на новой земле и под новым небом начнется вечное Его Царство - блаженное для одних и печальное для других. Не спасутся только те, кто не расстанутся с грехом. Есть такие, кто не хочет оставлять пьянство, блуд, сребролюбие, другие страсти. А тех, кто покается, Господь спасает: Он взял на Себя все наши грехи, понес их на Голгофу и этим искупил нас. В каждом человеке есть хоть какая-то крупица добра: иначе быть не может. Церковь всегда отделяет самого человека от его греха, и мы молимся, чтобы Бог помиловал наших сродников, потому что они были добрыми. Все наши заупокойные службы - об одном: чтобы Господь помиловал родных и близких. Сами мы должны иметь память смертную, поскольку тоже находимся на этом пути - сродники просто нас немного опередили. Мы не знаем, сколько лет отделяют нас от того мира, но все там окажемся. Поэтому жить надо рассудительно, каждый день, каждый час думать о том, как спастись и наследовать жизнь вечную. Поздравляю вас с серединой поста, мы потихоньку идем к Пасхе - осталось ровно три недели, это совсем немного, время быстро пролетит, но есть еще возможность до Светлого Христова Воскресения очиститься, подумать, что надо исправить, - чтобы после Пасхи жить благодатной жизнью", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Храму были подарены собрания проповедей Патриарха Кирилла и митрополита Варсонофия.

Успенский храм - часть церковного комплекса на втором по величине петербургском кладбище, основанном вблизи поселка Парголово в 1874 году. До 1950-х годов погост назывался Успенским, по церкви Успения Божией Матери. До нашего времени храм не уцелел, он был разрушен в годы советского безбожия. Взамен деревянной церкви в 2008 году на центральной площадке был построен каменный храм с тем же названием.

ИА "Вода живая",
02.04.22

Видео: Родительская суббота. Северное кладбище. Успенский храм

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Северном кладбище

194294, Санкт-Петербург, пос. Парголово, Северное кладбище, д. 3.

Упоминания в новостях

Все новости