"Нести подвиги"

Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Серафимовском храме
В праздник обретения мощей преподобного Серафима Саровского, 1 августа, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в храме преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище.

Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Приморского округа иеромонах Александр (Ковальский), настоятель протоиерей Аристарх Егошин с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.

В честь престольного праздника совершен крестный ход вокруг храма.


"В этот день 1903 года были обретены мощи Серафима Саровского, и его прославили в лике преподобных, - сказал владыка в проповеди. - Редко рождаются на земле такие святые, которые несут подвиги, о которых нам, обычным людям, даже помыслить невозможно. Благодаря им мир стоит и будет стоять до скончания века. Хотя эти святые обычно спасаются где-то в лесах, вдали от политических центров, городов, они знают все. Благодатью Божией им дано знать, где что происходит, и они молятся о том, чтобы везде было благополучно, чтобы Господь хранил народ для покаяния и исправления. Святой Серафим, живя в саровских лесах, знал, что происходило в Санкт-Петербурге, как менялись императоры, знал и про войну 1812 года, и про восстание декабристов. Он молился, чтобы Господь сохранил Россию от революционных потрясений. В то время революции шли по Европе, а мы еще целых сто лет сохраняли традиционный православный уклад. Но в 1917 году революция все же произошла, и страна покатилась к полному краху".

"Преподобный Серафим оставил крупицы своих поучений, которые дошли до нас благодаря знавшим его людям, - продолжил архипастырь. - Для нас важно его личный опыт применять к себе. Он говорил, что цель христианской жизни - стяжание благодати Духа Святого. Что значит "стяжать", как приобретается благодать? Люди спрашивали об этом самого преподобного. Он, будучи выходцем из купеческой среды, объяснял так: мы каждый день приобретаем товары, продукты, приносим их домой. Точно так же должны стяжать и духовные блага. Благодать Божия подается по мере очищения сердца. Только в чистое сердце она может войти. Что же нам мешает? Главная причина - грех: он не пускает благодать. А мы, бывает, связаны с грехом, не можем с ним расстаться, он, получается, нам дороже благодати. Надо начать борьбу с грехом с самих себя. Мы видим грехи других людей и осуждаем их. Но за осуждение благодать не дается, наоборот, теряется. Осуждать никого нельзя - мы тогда последнее, что у нас есть, потеряем. Нужно только себя судить. Как только начнем осуждать самих себя, получим за смирение благодать Божию".

"Нужно также нести подвиги, - отметил правящий архиерей. - Это пост, молитва, хождение в храм, чтение Слова Божия, доброделание. Подвиг - одно наше крыло, а второе - молитва. Серафим Саровский совершал великие подвиги, но не предлагал никому делать так же, а учил идти средним, царским путем. При нас всегда должна быть молитва - средство, которым черпается благодать. Молитва - это ложка: как можно есть суп без ложки? А вот ложкой - удобно! Черпать благодать можно и короткой молитвой, и большими правилами - у кого как получается. Но если мы то грешим, то молимся, наше сердце - как решето, в нем ничего не удержится. Так что нужно сначала прекратить грешить, начать молиться и нести посильные подвиги. И сможем стяжать благодатные дары, как это делали святые. Дары у них были разные: кто-то был прозорливым, кто-то бесов изгонял, кто-то исцелял. Господь каждому дает благодать, нужную в это время для этого человека. Некоторым святым давалась изобильная благодать, они были духовными миллиардерами. Благодать эта отражалась на их внешности: они буквально светились. Но главное - стяжали любовь Христову, как поется в тропаре преподобному Серафиму Саровскому: "Умиленным сердцем любовь Христову стяжал". Господь смотрит, есть ли в нас любовь. Он восседает на престоле любви".

"Любовь к Богу и ближнему - главное из того, что стяжал преподобный. Он так любил Господа, что ради Него был готов жить в саровских лесах с комарами. Мы этих насекомых не терпим, ставим "рапторы", чтобы их быстрее погубить. Леса у Санаксарского или Дивеевского монастырях просто кишат комарами. А преподобный жил столько лет в таком лесу, нес ради Бога уединение, стяжая мир душевный. Только в условиях мира душевного можно получить благодать. Если мы на кого-то сердимся, с кем-то ссоримся, завидуем, осуждаем, ругаемся, благодать к нам не придет. Поэтому надо смиряться, нести поругания и поношения, как будто они нас не касаются. Если нас несправедливо ругают - ну и что, как дождь по крыше. А если справедливо, надо покаяться, понять, что в нас не так. Может, мы жадные: нас просят, а мы не даем. Или невнимательные - надо быть внимательными к каждому человеку. Проявляем мало любви, себя бережем. Зачем бережем, для чего? Все равно умрем. Надо проявлять как можно больше любви. Кроме молитвы, подвига, нужен еще мир. Господь приходит только в умиротворенное сердце. Но мы этого не сможем достичь без помощи Божией. Об этом и надо Господа просить - чтобы дал нам мир, смирение, терпение и любовь друг ко другу. Если будем все это иметь - уподобимся святому Серафиму Саровскому, который обладал всеми этими дарами и делился со всеми, кто к нему приходил. Он просил: "Приходите ко мне на могилку, свои печали мне говорите, и я буду помогать вам, как при жизни". Мы пришли в храм - все равно что на могилку к преподобному. Вот икона, перед которой мы стоим: он все видит, слышит и печали наши утолит своими молитвами и предстательством перед Богом. Благодарю вас за то, что пришли на престольный праздник, чтобы здесь, у нашего духовного отца помолиться, испросить его милости и благословения", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Храму были подарены собрания проповедей Святейшего Патриарха Кирилла и митрополита Варсонофия.

"Серафима Саровского называют пасхальным святым - он приветствовал всех возгласом: "Христос воскресе, радость моя!" - сказал отец Аристарх. - Эти слова так необходимы людям, в том числе в наше время, когда жизнь переполнена скорбями, печалями. Люди ощущали, что Христос воскрес, Он рядом, слышит наши молитвы - это давало почву под ногами, и люди видели пасхальный свет в самом преподобном".

Серафимовский храм был построен в 1906 году, через год освящен. Архитектор - Александр Барановский при участии Николая Никонова. Один из немногих сохранившихся образцов деревянного храмового зодчества в Санкт-Петербурге. Храм закрывался только в период с января по апрель 1942 года, когда в нем складывали трупы умерших от голода ленинградцев. С 1981-го по 2007 год настоятелем был протоиерей Василий Ермаков (1927-2007), опытный духовник, за советом к которому приезжали люди со всей страны и из-за рубежа.

ИА "Вода живая",
01.08.22

Видео: Престольный праздник. Серафимовский храм

Храм прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище

197183, Санкт-Петербург, Приморский район, Серебряков пер., д. 1 (Серафимовское кладбище).

Упоминания в новостях

Все новости