"Малый подвиг"

Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме священномученика Петра Скипетрова
В канун Недели 8-й по Пятидесятнице, 6 августа, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий  совершил Всенощное бдение в храме священномученика Петра Скипетрова.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Калининского округа протоиерей Николай Брындин, настоятель протоиерей Александр Гаврилов с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.

Протоиерей Александр Гаврилов был награжден правом ношения палицы, протодиакон Андрей Мунгалов - правом ношения камилавки.


"Мы вспоминаем сегодня праведную Анну, мать Пресвятой Богородицы и бабушку Спасителя, - сказал владыка в проповеди. - Она происходила из двух колен Израилевых - Левиина по отцу, а по матери - Иудина, а Иоаким был прямым потомком царя Давида. В этом колене все ожидали рождения Мессии - Спасителя. Иоаким и Анна двадцать лет прожили в супружестве, но у них не было детей. В то время в Израиле считали бездетность и болезни Божиим наказанием. В евангельском рассказе об исцелении слепорожденного ученики спросили Христа, кто согрешил - он или родители. "Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии" (Ин. 9:3), - ответил Господь. Иоаким и Анна тоже были бездетными не по грехам, а чтобы на них явилась слава Божия. Однажды Иоаким приносил жертву в храме, а священник ее не принял и велел ему уйти. Иоаким расстроился, ушел в пустыню и в сорокадневном посте молил Бога дать им дитя. В это время Анна тоже молилась, прося Господа о ребенке, обещая посвятить его Богу. Молитва их была услышана. Люди отчаиваются, когда у них год или два нет ребенка, ходят по врачам, а бездетные Иоаким и Анна много лет смиренно молились. Часто у святых дети появлялись в конце жизни как плоды молитв. Иоанн Предтеча появился на свет, когда его родители уже были в возрасте, у праотца Авраама тоже потомство появилось поздно. И вот, Иоакиму и Анне явился ангел и сказал, что у них родится дочь и станет Матерью всех благодатей, Ее будут почитать во все века. И действительно, у них родилась Дева Мария, и они посвятили Ее Богу. В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы мы говорим об этом событии: родители привели малолетнюю девочку в храм, Иоаким вскоре умер, а Анна жила в храме еще два года, потом скончалась, и Мария осталась одна при храме. Мы поминаем эту чету за каждым богослужением, на отпусте молим "святых и праведных богоотец Иоакима и Анну" - так чтим родителей Пресвятой Богородицы".

"Мы также вспоминаем сегодня святую четвертого века диакониссу Олимпиаду, - продолжил архипастырь. - Она была дочерью рано умерших знатных родителей, наследницей несметного богатства, которое решила раздавать нищим, отдавать на возведение храмов и монастырей. Об этом донесли императору, он решил, что девушка слишком молода, наверняка ее обманут нечестные люди, нельзя ей распоряжаться средствами до тридцати лет. Но ближе узнав Олимпиаду, император понял, что она очень разумная, обмануть ее нелегко, и позволил ей распоряжаться имуществом. Она стала строить храмы и монастыри, патриарх Нектарий предложил ей стать диакониссой - в Церкви тогда был институт наставниц женщин. Когда иерарх скончался, на его место пришел святитель Иоанн Златоуст, который ценил Олимпиаду, они были друзьями. Но его то снимали с кафедры, то ставили обратно. После последнего изгнания Иоанна кто-то поджег храм святой Софии. Обвинили его сторонников - якобы они это сделали из мести, а зачинщицей была Олимпиада. Ее заточили в тюрьму, пытали, отправили в ссылку. Там она переписывалась с Иоанном, до наших дней дошло семнадцать писем: Златоуст хвалил ее за терпение - матерь всех добродетелей, поддерживал и утешал. Окончила Олимпиада свои дни в Никомидии, жила в бедности - это после роскоши, окружавшей ее в юности, - сильно болела. Перед смертью велела не погребать ее тело в земле, а пустить гроб по воде. Его опустили в море, и он приплыл к Константинополю. Тело похоронили в одном из монастырей, который она построила".

"Совершая память святых, мы учимся у них духовной жизни. Повторять их подвиги мы не можем, у нас должен быть свой подвиг. Но надо обращать внимание на их целеустремленность: они ставили целью жизни спасение души. И к этой цели шли каждый день, беря пример со Спасителя. Христос пришел на землю, чтобы спасти нас всех. Об этом Он только и думал, все для этого делал: в Его словах мы ничего не найдем ни про политическое, ни про хозяйственное устройство земной жизни. Он пришел не для того, чтобы давать нам земные советы, а чтобы научить нас спасению в Царствии Небесном. Когда цель поставлена, надо к ней идти. Часто мешает отсутствие воли. Мы бываем целеустремленными, когда хотим добиться, чтобы все было по-нашему, но это неправильная настойчивость. А правильно нашу волю подчинить воле Божией - она всегда выше. Мысли Бога - не наши: наши мысли ничтожны. И надо быть терпеливыми - все святые были такими, никогда не отчаивались. Не надо отчаиваться из-за неудач: сегодня что-то не получилось - завтра получится. Мы должны каждый день преодолевать неудачи, ошибки и двигаться в сторону Бога. Про каждую мелочь в жизни мы должны думать, угодно ли это Богу, и так постепенно духовно расти. Всем нужно подниматься, но при этом рассчитывать силы. Вряд ли кому-нибудь удастся разом подняться на пятнадцатый этаж - устанешь и не дойдешь, лучше по одной ступеньке идти вверх. Наш "лифт" - благодать Божия, а собственных сил не хватит. В духовных подвигах тоже надо соблюдать меру. Бывает, в первых классах воскресной школы много детей, а к концу куда они подевались? И взрослые часто сначала начнут чуть не каждый день ходить в храм, а потом бросают. Значит, неправильно силы рассчитали. Надо взять самый маленький подвиг, но постоянно нести его. Это лучше, чем брать подвиг не по силам, запыхаться, бросить - и в итоге не дойти до Царствия Небесного. Своего духовного роста мы не ощущаем. Вот дерево: смотришь на него каждый день - оно вроде сегодня такое же, как было вчера. Через год видим - выросло на десять сантиметров. Так и мы: ходим в храм, нам кажется, что ничего не меняется, но за любое усердие, за каждый шаг в Его сторону Бог дает нам благодать. Она сразу не видна, но потом будет заметна. Господь скрывает от нас это, чтобы мы не гордились, не тщеславились, а жили смиренно и с любовью. Если так жить, мы будем отличаться от всего мира, как отличались святые. У всех нас должны быть смирение, любовь к Богу и ближнему", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Храму была подарена икона святого Александра Невского.

Верующим раздали иконки чтимых петербургских святых.

Устройство домового храма в жилом комплексе "Город мастеров" было предусмотрено проектом. Это первый храм в Санкт-Петербурге с посвящением священномученику Петру Скипетрову. 30 сентября 2018 года был  освящен митрополитом Варсонофием.

ИА "Вода живая",
06.08.22

Храм священномученика Петра Скипетрова в жилом комплексе «Город мастеров»

195197, Санкт-Петербург, Калининский район, проспект Маршала Блюхера, дом 9, корпус 2 литера А

Упоминания в новостях

Все новости