"Завет Авраама"

Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию на подворье Русской духовной миссии в Хевроне
В четверг седмицы 22-й по Пятидесятнице, 10 ноября, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию на подворье святых праотцев Русской духовной миссии в Хевроне.

Его Высокопреосвященству сослужили епископ Нарвский и Причудский Лазарь, начальник РДМ в Иерусалиме архимандрит Александр (Елисов), протоиереи Александр Пашков, Евгений Шогенов, Роман Ковальский, Виталий Магдеев, иерей Павел Ермошкин и клирик Саранской епархии иерей Сергий Позоров.

В алтаре молился ключарь подворья иеромонах Амвросий (Игнатов).

Пел хор петербургских паломниц под управлением Светланы Румянцевой.


"О посещении этого места всегда мечтали все верующие во Христа, кто читал Библию и знает, что происходило здесь в далекие библейские времена - четыре тысячи лет назад, - сказал владыка в проповеди. - Здесь происходили великие, чудные события, когда Бог повелел одному из жителей земли, Аврааму, переселиться из Харрана в эти места. Авраам происходил от одного из колен Ноя - Сима, жил где-то между Евфратом и Тигром, как все люди, с женой Саррой среди язычников. И вот, Бог усмотрел в этом человеке будущее спасение рода человеческого: что от него может произойти благословенное потомство, которое даст Мессию - Спасителя мира. Авраам поверил Господу. И мы эту добродетель его почитаем главной, Авраам - это вера. Он поверил, и Бог вменил это ему в праведность. И вот, он оставляет малую родину, приходит сюда, в пустынное место. Поселяется с большим хозяйством вместе с племянником Лотом. Из-за голода уходит в Египет, терпит искушения, возвращается, делит с Лотом хозяйство. Лот поселился в плодородной и богатой долине Иорданской. Авраам же как кочевник остался в этих горах со своими стадами. И жил, пока Бог вновь не обратил на него внимание, установил с ним Завет и Обрезание - заключил договор. Но у Авраама с Саррой не было детей. Он переживал, кому отдать наследство. У него был Исмаил от служанки Агари, но передавать ему хозяйство он не хотел. И все время одна мысль мучила его: Бог обещал, что от него произойдет огромное потомство, и все будут благословенны в нем, но пока нет никого. А ему уже было 99 лет. А сюда он переселился в 75 лет и еще мечтал о потомстве - вот какую веру имел".

"У него была еще одна добродетель - гостеприимство, - продолжил архипастырь. - Мы все должны иметь ее. Если ее имели ветхозаветные праведники, то она Богом предписана нам. Мы сегодня пришли посмотреть на Мамврийский дуб. Тогда он был великим, высоким, стройным, с раскидистыми ветками. В его тени останавливались караваны. Здесь стоял шатер Авраама, где он спешил встретить любого путника. Как-то он сидел у шатра и увидел трех путников. Вышел навстречу, поклонился, пригласил к себе, предложил угощение. Это была забота не формальная: накрыть на стол и пригласить к нему - нет! Был ритуал - еще нужно омыть ноги путникам. Поэтому первый признак гостеприимства - когда хозяин выходит навстречу гостям. Это признак гостеприимства, который идет с древности. Гости должны почувствовать, что они желанные. И три гостя Авраама это почувствовали. Он велел слугам и жене ставить на стол все, что есть. Приготовили мясо, молоко, хлеб, виноград - все, чем были богаты. Прекрасный стол накрыли совершенно незнакомым путникам. Результат этого посещения: "Через год у тебя будет сын". Вот что значит верить в Бога. Господь сразу дает благодать, исполнение мечтаний, надежд. Благодать приходит и все исполняет. Для Бога нет ничего невозможного. И у столетнего Авраама и девяностолетней Сарры рождается Исаак. В дальнейшем Авраам принес сына в жертву. Сарра умерла в 127 лет. Авраам остался один, женился еще раз на Хеттуре, и у него было еще много детей. Скончался он в 175 лет. То есть на этом святом месте прожил ровно сто лет. Поэтому оно святое, намоленное, здесь Святая Троица посетила Авраама".

"Сам Господь в Евангелии об этом говорит: "И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей" (Мф. 10:42). А если приняли странника - Его приняли, "так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Мф. 25:40). И апостол Павел говорил: странноприимство не забывайте. Мы должны всегда об этом помнить и принимать гостей - за это дается благодать. Мы тоже гости на земле. Дальше снова пойдем в гости - в Царство Небесное. И какой мерою здесь меряем - такой и нас там примут. "Вот пришли вы к нам сюда, в небесные обители, - скажут нам там. - А как вы там принимали? Плохо. И на что же надеетесь теперь?" И нас там плохо примут. Поэтому нужно здесь быть гостеприимными, и Бог нас примет хорошо в небесных обителях. Русская духовная миссия во главе с архимандритом Александром сегодня выполняет завет праотца Авраама и Спасителя, оказывая нам гостеприимство на Святой земле. Мы чувствуем здесь русский дух, ощущаем присутствие России. Благодарим вас за заботу о нас", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Он поблагодарил владыку Лазаря за совместное служение литургии и пожелал помощи Божией в служении на Эстонской земле.

Отец Александр в ответном слове подчеркнул, что Русское подворье - единственное христианское присутствие в мусульманском Хевроне с населением в 300 тысяч человек. Католические, протестантские миссии покинули эти земли, а Православная Церковь осталась. Нести служение здесь непросто, сестры Горненского монастыря, братия, которая подвизается на подворье святых праотцев, зачастую подвергаются нападкам со стороны мусульманского населения Палестины. Посещение Хеврона русскими паломниками показывает значимость для православных этого места. Совместная молитва за Божественной литургией поддерживает и вдохновляет сотрудников и служителей миссии, насельников и насельниц русских монастырей.

Подворье Русской духовной миссии в Хевроне находится на первом участке, приобретенном начальником РДМ последней трети XIX века архимандритом Антонином (Капустиным). На его территории находится знаменитый Мамврийский дуб, у которого ветхозаветный патриарх Авраам оказал гостеприимство трем ангелам. В 1914 году здесь началось устройство монастыря Святой Троицы. После постройки храма святых праотцев подворье получило современное название. В начале 1920-х годов оно перешло в ведение Русской Зарубежной Церкви. 5 июня 1997 года подворье было передано Московскому патриархату.

Фото Николая Клейменова и Натальи Родомановой
ИА "Вода живая",
10.11.22