Петербургские паломники посетили монастыри Палестины и Вифлеем

В четвертый день пребывания на Святой земле, 10 ноября, паломники во главе с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием продолжили посещать святыни Палестины.

На подворье святых праотцев Русской духовной миссии в Хевроне владыка осмотрел знаменитый Мамврийский дуб. По преданию, на этом месте праотец Авраам оказал гостеприимство Господу, который явился к нему в виде трех ангелов (Быт. 18:1-14). Архимандрит Антонин (Капустин), приобретая участок в Хевроне, писал послу Российской империи в Константинополе графу Николаю Игнатьеву: "Надобно знать, какое значение он имеет в глазах нашего народа, чтобы оценить всю важность приобретения его нами. Я первый не думаю, что он был тот самый дуб, под которым Авраам принял и угостил Святую Троицу, но верю несомненно, что он есть последний остаток той дубравы [Мамре], к которой принадлежал подлинный дуб, а значит, все-таки есть дуб Мамврийский".

Дуб, который приобрел отец Антонин вместе с участком под подворье, засох. Но рядом выросло молодое дерево, которое как и его прародитель, разделилось на три ствола.

Паломники посетили монастырь преподобного Феодосия Великого. Обитель была основана в конце V века святым Феодосием, начальником общежительных монастырей в Палестине. По преданию, здесь находилась пещера, где останавливались волхвы после поклонения Богомладенцу. В главном храме петербуржцы пропели тропарь, кондак и величание преподобному, приложились к святыням. Затем спустились в древнюю пещеру, где находится гробница основателя монастыря и других подвижников, а также великих жен. Паломников благословил игумен обители архимандрит Иерофей.

Затем группа отправилась в лавру Саввы Освященного. Это крупнейшая из трех православных обителей, ныне действующих в Иудейской пустыне, и один из древнейших непрерывно обитаемых общежительных монастырей в мире. Является одним из центров православия в Святой земле, давая духовную и материальную помощь, а также возможное образование окрестному бедному населению. Священноигуменом лавры является Патриарх Иерусалимский. Устав обители считается самым строгим из уставов всех палестинских православных монастырей. Женщины на территорию не допускаются.

Лавра основана великим подвижником преподобным Саввой Освященным в конце V века. Здесь подвизались более двадцати святых, почитаемых Православной Церковью, среди них - преподобный Иоанн Дамаскин. В середине XIX века здесь переводил древние книги святитель Феофан Затворник.

На территории лавры почивают нетленные мощи ее основателя, преподобного Саввы Освященного. От них происходят многочисленные случаи исцеления, особенно онкологических больных. В обители находится и святой источник, вода которого употребляется только для питья и дается в благословение паломникам.

Митрополит Варсонофий и паломники-мужчины пообщались с духовником лавры архимандритом Евдокимом. Владыка напомнил, как три года назад посещал лавру и они беседовали о спасении. Отец Евдоким подчеркнул, что главное - быть рядом с Богом. Нужно посещать храмы и монастыри, в воскресные дни и великие праздники молиться в храме, читать Евангелие и жить по заповедям Христа.

Покинув лавру, паломники отправились в греческий монастырь пастухов в Вифлееме. Согласно преданию, на этом месте произошло явление ангелов четырем пастухам и возвещение им о рождении Иисуса Христа. Впоследствии пастухи были похоронены в пещере, в которой приняли радостную весть. Над пещерой равноапостольной царицей Еленой был основан небольшой храм, а в VI веке - монастырь. Он был разрушен персами, сохранилась только крипта соборной базилики, посвященная Собору Пресвятой Богородицы, Иосифу Обручнику и пастырям. В конце XX века рядом с криптой построили храм.

Паломники помолились в пещере. В главном монастырском храме протодиакон Андрей Левин прочитал отрывок из Евангелия от Луки, повествующий о благовестии пастухам (Лк. 2:8-20).

Последним местом посещения стала базилика Рождества Христов в Вифлееме. Этот город известен еще из ветхозаветной истории. На его северной окраине расположена могила прекрасной Рахили, супруги праотца Иакова. Из Вифлеема происходит царь Давид. Иосиф Обручник с Девой Марией отправились сюда во время переписи населения, поскольку Иосиф был из рода Давидова. Так сбылось реченное пророком Михеем, что незначительная деревушка Вифлеем станет местом рождения Мессии (Мих. 5:2-5).

Над Вифлеемским вертепом сегодня расположена византийская базилика с древними мозаиками IV-VI веков. На южной стене главного нефа запечатлена в мозаике родословная Иисуса Христа по Евангелию от Матфея (Мф. 1:1-16), а на северной - по Евангелию от Луки (Лк. 3:23-38). Под амвоном базилики находится величайшая христианская святыня - пещера Рождества Христова. Место Рождества в ней указывает серебряная звезда. Рядом с ней - место яслей, в которых лежал Богомладенец. Базилика находится в совместном использовании Иерусалимской Православной, Армянской Апостольской и Римско-католической Церквами. Они имеют при храме монашеские общины.

Паломники спустились в Вифлеемский вертеп, а также приложились к почитаемой Вифлеемской иконе Божией Матери. Это единственный в мире образ, где Богоматерь улыбается. По одной из версий, икона была пожертвована храму Русским Императорским Домом, а парчовая риза была дарована императрицей Марией Александровной, супругой государя Александра II.

Фото Николая Клейменова и Натальи Родомановой
ИА "Вода живая",
10.11.22