Его Высокопреосвященству сослужили епископ Кронштадтский Вениамин, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Петродворцового округа протоиерей Михаил Терюшов, настоятель протоиерей Олег Емельяненко с клиром, протоиереи Александр Румянцев, Павел Кудряшов, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.
Был совершен крестный ход с частицами мощей священномученика Владимира Четверина, которые затем были вложены в основание престола. Во время шествия стены храма окропили святой водой.
Чтец храма блаженной Ксении Петербургской на Лахтинской улице Константин Кудряшов был рукоположен во диакона.
Митрополит поздравил верующих с великим освящением храма после 10-летней реставрации.
"Церковь совершает сегодня память святителей московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Ермогена, они были великими ее предстоятелями в трудное время, - сказал владыка в проповеди. - Митрополит Петр с детства был призван к монашескому служению, но был не просто монахом, Господь усмотрел в нем будущего предтоятеля и избрал его на Киевскую кафедру. В то время Киев был разрушен, святитель приехал во Владимир, но нашел другое место для своей будущей кафедры - Москву. Тогда это был маленький городок, куда он переехал и тем самым указал на будущую столицу нашей Отчизны. Пришлось митрополиту Петру много потрудиться, Русь была разрушена татаро-монголами, надо было все восстанавливать. Нужны были священники и храмы, приходилось ездить в Золотую орду и уговаривать ханов, чтобы они не облагали данью храмы. Святитель потрудился, заложил Успенский собор, но не успел освятить его и скончался в 1326-м году. После него был митрополит Московский Алексий - родом из боярской семьи, москвич, образованный, перевел Евангелие с греческого на славянский, много строил храмов и монастырей, воспитывал князя Димитрия Донского, но не дожил два года до Куликовской битвы. Тоже неоднократно ездил в Орду, в одной из поездок исцелил ханшу Тайдулу, за что наша Церковь пользовалась некоторыми льготами и послаблениями. Третий святой - митрополит, которого мы вспоминаем, - Иона, с юных лет был монахом, воспитывался в Симоновом монастыре, потом был избран архиереями на московскую кафедру. В то время произошло разделение между Московской и Киевской митрополиями. Он уже стал главой автокефальной Русской Церкви, не зависимой от Константинополя и самостоятельной в управлении. После него был митрополит Филипп - тоже подвижник, с детства нес усердные труды в монастырях, управлял 18 лет Соловецкой обителью. Его приметил царь Иван Грозный и попросил занять митрополичью кафедру в Москве. Вначале у них были добрые отношения, а когда государь начал проливать христианскую кровь везде и повсюду, митрополит стал обличать его и за это поплатился - был задушен Малютой Скуратовым, закончил жизнь мученически. Святитель Ермоген правил Церковью в начале семнадцатого века, в Смутное время. Он был третьим главой Русской Церкви в сане Патриарха, после учреждения у нас в 1589-м году патриаршества. При нем Москва была захвачена поляками и насаждалось католичество. Он был заключен в темницу в Чудовом монастыре и оттуда рассылал послания к русским людям освободить Москву от поляков. Народ откликнулся, было собрано ополчение в Нижнем Новгороде во главе с князем Дмитрием Пожарским. Столица была освобождена, но патриарх Ермоген погиб. Память таких святителей мы сегодня совершаем".
"Мы освятили сегодня храм: как бы открыли его двери, чтобы приходить сюда, как в корабль, и спасаться, - продолжил архипастырь. - Но одно дело - открыть двери храма земного, а другое - отворить двери небесного рая. Но начало мы положили. Храм представляет образ Церкви как корабля. Приходящие сюда находятся в ограждении от мира зла, греха, страстей. Мы приходим в это благодатное место, где все окружено святынями, иконами. Священники служат здесь в особых облачениях, мы не можем предстать Богу в мирской одежде, как миряне. Потому что предстать перед Богом нужно в чистых одеждах, и внешнее переоблачение показывает, что мы должны быть совсем другими людьми. Да, в мире бушуют страсти, грехи, войны, страдания, но у нас есть место, которое ограждено от этого стенами храма. Первое, что мы здесь можем делать - возносить молитву. Господь говорит: "Дом Мой домом молитвы наречется" (Мк. 11:17). В первую очередь мы приходим сюда, чтобы молиться. Надо все мысли сосредоточить здесь на этом, перестать думать, что там дома, на работе. Об этом забыть и устремиться к Богу, ко спасению".
"Храм - это еще и дом покаяния, куда мы приходим в грехах и молимся, как мытарь: "Боже! будь милостив ко мне грешнику" (Лк. 18:13). Нужно молиться и каяться. Мы слишком больные. Если не получим исцеления, то не возродимся для вечной жизни. Мы ходим в храм и рано или поздно, Бог даст, исправимся. А представьте людей, которые в храм не ходят, какие же это больные души, которые никогда не исповедуются. Мы приходим исповедоваться, нам уже легче. Мы как бы освободились от тяжести, которая нас давила и мучила. Но представьте людей, которые никогда не ходят в храм. Дожили до пенсии и ни разу не были на исповеди. Как же они умирают, с какими грехами идут на тот свет! Храм - это и место, где мы должны учиться любви Христовой. Христос пришел на землю только по любви к роду человеческому. Он оставил Свой небесный мир, пришел в наш мир и совершил спасение людей через Голгофу, Крест. И показал, как нужно нам строить жизнь - исключительно на любви. Все наши дела и действия должны быть пронизаны любовью, больше ничем, только тогда мы являемся православными христианами, последователями Христа. Наша задача - научиться в храме, в этой школе любви, любить друг друга, служить друг другу и помогать. "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13:35). Если хотим быть учениками Христовыми, мы должны научиться любить друг друга. Господь дает здесь особую благодать, нигде такой благодати не найдете, только в храме, потому что здесь совершаются таинства. И в первую очередь - Евхаристия. Этой благодатью мы укрепляемся, питаемся и живем. Будем любить наш храм, ходить в него, приводить детей и здесь укрепляться благодатью Божией", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Храму была подарена икона священноисповедника Михаила Союзова.
Деревянный храм был построен в 1837-1838 годах как походная церковь лейб-гвардии Волынского полка по проекту Абрама Мельникова. В 1882 году передан Офицерской стрелковой школе. Разобран в 1895-м. После перестройки по проекту военного инженера Владимира Щеглова 27 августа 1896 года вновь освящен при участии святого Иоанна Кронштадтского. В советское время был закрыт. Действует с 2002 года, в 2008-м началась реконструкция. Храм воссоздан на историческом фундаменте по чертежам и документам XIX столетия.
ИА "Вода живая",
18.10.23