Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию и освятил воду в Казанском соборе
В навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), 18 января, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе.
Его Высокопреосвященству сослужили протоиерей Николай Преображенский, ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, клир собора и другие священнослужители.
Богослужение транслировалось на канале собора в YouTube.
Его Высокопреосвященству сослужили протоиерей Николай Преображенский, ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, клир собора и другие священнослужители.
Пел хор собора под управлением Светланы Румянцевой.
Затем владыка совершил вечерню с чтением паремий и чин великого освящения воды. В центре храма перед зажженной свечой были пропеты тропарь и кондак Крещению Господню.
Священнослужители и прихожане были окроплены святой водой.
"В этот день исполнилось пророчество последнего малого пророка Малахии, который говорил: "Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете" (Мал. 3:1), - сказал владыка в проповеди. - Он говорил об Иоанне Крестителе и о том, что Господь внезапно придет в Свою Церковь. Это пророчество было сказано за четыреста лет до описываемых в Евангелии событий. Господь так говорит, будто это завтра все будет, но прошло четыре века, и действительно на Иордане появляется удивительный пустынник, которого еще мир не видел, - аскет, подвижник. Люди стали говорить о нем, и толпы народу пошли посмотреть на него, послушать его проповедь. Это была проповедь покаяния, он призывал покаяться всех, начиная от царя и заканчивая простыми людьми. Начались споры: кто этот человек, не Мессия ли? Спорщики задали вопрос самому Иоанну: "Ты кто? Что ты делаешь на Иордане?" Предтеча не столько разъяснил вопрошающим, сколько запутал их, сказав, что он - "глас вопиющего в пустыне" (Мф. 3:3). Что это значит, к чему этот глас призывает? К покаянию: "Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем" (Мф. 3:11). Но кто придет? Сказать "Богочеловек" - иудеи этого не примут, для них это соблазн. Как объяснить было народу, что Бог придет в образе человеческом? Они до сих пор не принимают Христа. Но простой народ его принимал, слушал, спрашивал, что делать, как жить. Он объяснял, что надо подготовить себя к пришествию Господа, который скоро явится. И действительно, пока все рассуждали и размышляли, Спаситель неожиданно явился на Иордане - неожиданно даже для Иоанна, - в облике простого плотника подходит к нему и просит о крещении".
"Это величайшее событие, которое называется Богоявлением, - продолжил архипастырь. - Когда Иоанн Креститель погружал Иисуса в воду, Дух Святой сошел на Него в виде голубя и раздался глас Отца Небесного: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф. 3:17). Все Лица Святой Троицы явлены сегодня на Иордане, и для нас это явление спасительно, потому что с него начинается и наше крещение. Господь воду, которая является строительным материалом всего космического мира и, в частности, человека, использует для нашего спасения. "Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин. 3:5). То есть вода - это стихия, которую Господь определил для того, чтобы мы окунулись в нее во имя Святой Троицы и вышли уже способными войти в Царствие Небесное. Покаяние, к которому призывал Иоанн Креститель, не очищало от грехов, оно только свидетельствовало о намерении человека спастись. Таинством покаяние станет только после распятия Господа. Вот тогда мы получим отпущение грехов. А там не было еще отпущения грехов, просто было свидетельство, что человек хочет выпрямить свои пути, исправиться, но сил пока недоставало, благодать не пришла. А с пришествием Христа благодать снизойдет на род человеческий. И Господь, приняв Крещение, удалится на гору, которую сейчас мы называем горой Искушений, где победит диавола, а потом выйдет на проповедь о Царствии Небесном, откроет людям, в чем смысл жизни, что делать, чтобы вместе с Ним, Сыном Божиим, войти в Царство Отца Небесного. Господь все это расскажет, а нам только останется жить по заповедям Божиим".
"Господь по Воскресении послал апостолов, чтобы они научили весь мир словам, которые Он им говорил. Они оставили нам Евангелие, где написано, как мы должны вести себя, чтобы попасть в Царствие Небесное. Сегодня у нас навечерие Богоявления, сочельник, в старину в селах обычно готовили в этот день коливо, или сочиво - пшеницу, разваренную с медом. Такую пищу вкушали люди в этот день строгого поста, и насыщались зерном, и отсюда пошло название - сочельник. Когда мы домой придем, если у нас пшеницы нету, нам остаются сухари - надеюсь, они есть у всех - и чай. Прекрасная пища, сладкая - чай с сухарями, замечательно! Но кто слаб здоровьем, может и что-нибудь другое вкушать. Поздравляю вас с праздником Крещения Господня и желаю благодатной помощи от Бога. Запаситесь святой водой на весь год. Мы эту воду освящаем два раза в год, только сегодня и завтра, в сам праздник Богоявления. Эта вода при правильном хранении долго остается свежей, и мы должны употреблять ее натощак, когда не причащаемся. Каждое утро можно просфорочку скушать и святой водой запить. Так мы приобщаемся к благодати Божией", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Собору была подарена икона Крещения Господня.
До V века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день - 6 января старого стиля. Назывался праздник Феофанией - Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и явлении Святой Троицы в водах Иорданских. После перенесения празднества Рождества Христова на 25 декабря (старого стиля) было положено начало Святкам, праздничным дням "от звезды и до воды", означающим период между праздниками Рождества Христова и Крещения Господня, заканчивающийся навечерием, или сочельником. Слово "навечерие" означает преддверие церковного торжества, а второе название - сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день готовить пшеничный взвар с медом и изюмом - сочиво. В сочельник после богослужения в храмах совершается великое освящение воды. Чин проникнут воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением водного естества через погружение в него Бога во плоти. По благочестивой традиции в этот день кропят крещенской водой жилище с пением тропаря Богоявления.
ИА "Вода живая",
18.01.25
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Архиерей
Казанский кафедральный собор
191186, Санкт-Петербург, Центральный район, Казанская пл., д. 2Упоминания в новостях
16 января 2025
Митрополит Варсонофий встретился с супругами священнослужителей
...
Руководитель союза Екатерина Шастина, супруга клирика Казанского собора протоиерея Михаила Шастина, представила владыке матушку Елену Панкратову, супругу клирика храма великомученицы Анастасии Узорешительницы протоиерея Александра Панкратова, художницу, которая преподнесла ему часы на стекле с изображением ангела и рассказала, что в первой половине XIX века придворный художник написал картину «Ангел молитвы», и она воспроизвела ее в технике пескоструйной гравировки ...
9 января 2025
Митрополит Варсонофий поздравил раненых с Рождеством Христовым
...
Владыку сопровождали председатель Заксобрания Александр Бельский, заместитель начальника Военно-медицинской академии полковник медицинской службы Виталий Маркевич, заместитель начальника академии по военно-политической работе полковник Павел Олексюк, замначальника многопрофильной клиники полковник Александр Цымбаленко, председатель ОЦБСС протоиерей Николай Брындин, его помощник иерей Феодосий Амбарцумов, председатель приходского совета Казанского кафедрального собора протоиерей Александр Пашков, настоятель храма святителя Николая при Военно-медицинской академии иерей Феодор Кузнецов, президент благотворительного фонда "Алеша" Алексей Зиновьев, директор фонда Марина Зиновьева ...