Открылась выставка к 80-летию блокадной Пасхи

Источник: spbdnevnik.ru
Выставка, посвященная 80-летию блокадной Пасхи, открылась 5 апреля в Музее обороны и блокады Ленинграда. 5 апреля 1942 года в осажденном городе праздновали Светлое Христово Воскресение. С момента начала в стране многолетней антирелигиозной кампании верующие впервые свободно отмечали этот праздник, причем с разрешения и при поддержке партийного руководства "колыбели революции". Выставка дает ответ на вопрос, как такое могло случиться.
Открылась выставка к 80-летию блокадной Пасхи

Куратор выставки Виталий Бондарь рассказал, что идея экспозиции назревала давно: посетители часто спрашивают о духовной жизни ленинградцев в блокаду.


"Невозможно за двадцать лет отучить людей от веры, к тому же не зря говорят, что в окопах атеистов не бывает, а Ленинград ведь стал городом-фронтом", - отметил он.

Мало кому известен факт, что на следующий день после 22 июня 1941 года была приостановлена деятельность Союза воинствующих безбожников. Вскоре в лексикон руководства всех уровней, начиная с Иосифа Сталина, вошли еще недавно немыслимые словосочетания "священная война", "братья и сестры", "героические полководцы прошлого".

Руководство города, несмотря на крайне ограниченные запасы продовольствия, распорядилось выдавать действующим приходам определенное количество вина и муки для совершения Евхаристии. Всего же в Ленинграде с первого и до последнего дня блокады действовали десять храмов: Николо-Богоявленский морской, Князь-Владимирский и Спасо-Преображенский соборы, Свято-Троицкая, Димитрия Солунского в Коломягах, Князь-Владимирская в Лисьем Носу и Спасо-Парголовская церкви, а также церкви при Большеохтинском, Волковском и Серафимовском кладбищах.

Все эти храмы, за исключением Свято-Троицкого (он находился у пересечения нынешних проспектов Гражданского и Непокоренных, был снесен в 1960-е годы), сохранились до наших дней. На выставке представлена информация не только о них, но и об их настоятелях, которые претерпели все блокадные испытания наравне с паствой. Кстати, духовенство (а в Ленинграде оставалось около пятидесяти служителей, из которых только тридцать находилось в штатном расписании приходов) получало карточки служащих.

Остальные, еще перед войной закрытые, разоренные и со снесенными крестами церкви продолжали восприниматься горожанами не просто как "архитектурные объекты": часто старались именно к ним привозить тела умерших. Некоторые закрытые храмы обрели еще и стратегическое значение: Александро-Невская лавра превратилась в мощный укрепленный узел обороны, который держал под прицелом обширную часть акватории Невы.

Пасха 1942 года совпадала с 700-летием Ледового побоища, а поскольку великий князь Александр Невский был упомянут Сталиным в числе полководцев, с которых советским воинам (да и вообще всем гражданам) нужно брать пример, то 5 апреля армейские газеты на фронтах были посвящены рассказам о святом. В экспозиции представлена одна из газет, вышедшая на Ленинградском фронте.

На Пасху были приведены в состояние повышенной боевой готовности городские системы ПВО. На снимке того дня, запечатлевшем Спасо-Преображенский собор, видна очередь желающих попасть в храм и приготовленный к подъему аэростат воздушного заграждения.

Двенадцать ленинградских священнослужителей были награждены медалью "За оборону Ленинграда", что говорит о высокой оценке властями их подвига.

В экспозиции можно увидеть уникальные экспонаты - деревянную формочку для пасхального кулича, принадлежавшую Ольге Берггольц, подлинный кусочек блокадного хлеба, сохранившийся в одной семье: страшной зимой 41-го бабушка горожанина, рассказавшего эту историю, взяла хлеб со стола, за которым находилась ее скончавшаяся часом ранее сослуживица. Принеся домой блокадную пайку, она не смогла ее съесть - было совестно, что "обокрала" умершую.

Внимания заслуживает и никогда не выставлявшийся для обозрения аналог дневника Тани Савичевой. Это Евангелие, на форзаце которого неровным почерком составлен мартиролог из семи имен. Даты смерти этих людей приходятся на конец февраля - начало марта 1942 года.

Некоторые экспонаты предоставлены протоиереем Вячеславом Хариновым, настоятелем храма иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" на Шпалерной: там действует военный музей. Среди реликвий Новый Завет, найденный с останками женщины-снайпера, погибшей в районе Синявинских болот, нательные крестики и иконки воинов, поднятые на месте боев.

В музее будет создана постоянная экспозиция о религиозной жизни блокадного города, располагаться она будет в одном из новых, недавно переданных ему помещениях. Нынешняя же экспозиция доступна для осмотра в течение двух-трех месяцев.