Научно-общественная сессия "Общество за мир в Нагорном Карабахе: год спустя" прошла 17 декабря в епархиальном управлении. Организатор - отдел по взаимоотношениям Церкви и общества при поддержке петербургского отделения ВРНС, Армянской Апостольской Церкви в Санкт-Петербурге, Грузинской Православной Церкви, Фонда Гранта Агасьяна.
Открывая заседание, руководитель секретариата Санкт-Петербургского отделения ВРНС, председатель ОВЦО протоиерей Александр Пелин отметил, что со времени установления перемирия в Нагорном Карабахе и ввода российских миротворцев в зону конфликта прошел уже год, но многие гуманитарные вопросы остаются нерешенными - в частности, сохранность религиозных святынь. На территории Нагорного Карабаха за последний год пострадало множество христианских памятников. На территорию исторических областей Сюник и Арцах (ныне территории Нагорного Карабаха) христианство проникло в IV веке. Тогда здесь появились первые христианские храмы, развились традиции монашества. В числе известных памятников - монастырь Дадиванк (с собором XIII в), базилика Цицернаванк (IV-VI вв.), монастырь Гтчаванк (XIII в.), церковь Охты Дрни (VI в.), Гандзасар (XII в.) и другие христианские святыни, включая уникальные пещерные комплексы у сел Тандзут, Гочанц, Кронк, на горе Ванкасар вблизи раскопок города Тигранакерта.
"Христианские монастыри и храмы Нагорного Карабаха имеют важнейшее значение не только для армянского народа, но для других народов, ибо они являются частью мировой христианской культуры. Памятники христианской культуры подвергались целенаправленному варварству и разграблению не только в последние годы: в советский период ряд объектов был насильственно объявлен памятниками "кавказской Албании" без должных на то оснований и "албанизирован". Данное изменение религиозной идентичности сопровождалось уничтожением архитектурных элементов, христианской символики и армянских надписей. Часть памятников безвозвратно утеряна. Храмы пещерных комплексов были осквернены, использовались как загоны для скота. Вопросы охраны христианских храмов актуальны. Необходима организация регулярного комплексного мониторинга памятников с привлечением специалистов. Ко многим памятникам отсутствует доступ, уже открыто анонсируется, что в ближайшие годы будет реализована "албанизация" известных христианских монастырей, менее известным грозит разрушение. В отличие от наземных памятников, уничтожение подземных объектов может происходить незаметно, поэтому они также требуют внимания со стороны международной общественности", - сказал отец Александр.
С приветствием к участникам сессии обратилась сопредседатель Санкт-Петербургского регионального отделения ВРНС Елена Кириленко.
Председатель Российской ассоциации защиты религиозной свободы, заместитель директора Института этнологии и антропологии РАН имени Николая Миклухо-Маклая профессор Сергей Мельников отметил, что еще в ноябре 2020 года гендиректор ЮНЕСКО Одри Азуле предложила направить международную культурно-гуманитарную миссию в Нагорный Карабах. Миссия не смогла посетить регион, ибо данная инициатива была проигнорирована. Неоднократно проблема сохранения духовного и культурного наследия поднималась на авторитетных международных площадках, в том числе в Совете Европы. Безусловно, нужен международный мониторинг, который позволит более действенно контролировать реализацию международных гуманитарных обязательств.
Духовный пастырь армян в Санкт-Петербурге и Северо-Западном регионе иеромонах Погос (Варданян) выразил серьезную обеспокоенность проектом албанизации памятников, которые после этого могут быть подвергнуты полному уничтожению. Он отметил, что памятники Арцаха уникальны, поскольку построены в раннехристианский период. На небольшой территории сконцентрировано большое количество армянских памятников духовного зодчества (по разным оценкам до 2000): крепости, храмы, монастыри, часовни, хачкары - визитная карточка армянской культуры.
Директор института Хо Ши Мина СПбГУ профессор Владимир Колотов подробно остановился на технологиях изменения религиозной идентичности. Создаются условия для провоцирования конфликтов общественных и религиозных сообществ с властями, затем происходит ликвидация местных духовных лидеров, замена их на марионеточных и постепенное дробление и распад традиционных религиозных объединений. Возможна полноценная агрессия и установление марионеточного режима. В современных условиях основное препятствие для применения данной технологии - традиционные религии, с которыми борются всеми возможными способами. Яркий пример мы наблюдаем на Украине.
Клирик Армянской Апостольской Церкви, соискатель СПбДА Гевонд Темкин подробно остановился на очерке албанской (алванской) церкви. Первое упоминание государства Алванк относится к 66-65 годам до Рождества Христова, затем это царство прекратило свое существование. Армянская область Арцах в основном заселена была армянами. Святой Григорис, внук Григория Просветителя. активно просвещал данную область. Священник пояснил, что христианство было распространено в Арцахе в основном под воздействием Армянской Церкви. Албанская Церковь какое-то время входила в составе автономии в Армянскую Апостольскую Церковь. Со временем Албанская Церковь стала одним из престолов Армянской Церкви.
Представитель Первопрестольного Святого Эчмиадзина (Армения) Ануш Хуршудян проинформировала о разрушении христианских памятников, которые были уничтожены не только во время боевых действий, но и после. Уничтожение наследия армянского народа на территории Арцаха - огромная боль и страдание. Надгробные и храмовые надписи интерпретируются в сложившихся условиях как албанские с целью дальнейшего возможного их разграбления. Осенью 2020 года по благословлению Патриарха и Каталикоса всех армян Гарегина II при Святом Престоле Эчмиадзина создан отдел по вопросам духовно-культурного наследия Арцаха. "Мы постоянно мониторим ситуацию и направляем отчеты о состоянии памятников на территории Арцаха верховному комиссару ЮНЕСКО и другим международным чиновникам, отвечающим за вопросы соблюдения законодательства о сохранении духовного и культурного наследия", - сказала она. Отделом издана книга буклет, к сожалению, почти неизвестная в России "Армянское культурно-религиозное наследия Арцаха".
Профессор Сретенской духовной академии протодиакон Владимир Василик особо подчеркнул, что проблемы, с которыми столкнулись в Арцахе, не новы: похожие методы культурного геноцида применялись в Косове, Сирии и в других местах, где подвергается разграблению и уничтожается христианское духовное наследие. Американский миротворческий контингент обещал сохранность памятников и безопасность жителей Косова - это оказалось ложью. Более 120 церквей было уничтожено. Храмы уничтожались везде по одним и тем же "сценариям" - осквернение, разграбление, снос.
Настоятель храма Шестоковской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге протоиерей Константин Георгадзе отметил, что разрушение церквей - распространенное явление даже в тех регионах, где не ведутся боевые действия и где государствами подписаны соответствующие конвенции о защите памятников истории и культуры. Так, в современной Турции все грузинские храмы разрушены. Грузинские храмы разрушаются повсюду, в том числе те, которые находятся под охраной ЮНЕСКО.
Профессор Государственного университета Ильи (Тбилиси, Грузия) Нодар Бахтадзе подробнее остановился на судьбе лавры Давид-Гареджа - комплекса пещерных монастырей, известного с VI века. Начиная с советского периода монастырь, является разделенным, ибо граница проходит прямо по нему. В настоящее время некоторыми учеными Закавказья делается попытка ввести в научный оборот мифы о том, что и лавра, и некоторые другие монастыри создавались албанскими христианами. Однако, когда они создавались, албанской государственности не было. Очевидно, что в монастырях насельниками были представители всех народов Закавказья - и азербайджанцы, и грузины, и армяне. В настоящее время на азербайджанской половине монастыря ведутся раскопки, причем научное сообщество не ознакомлено с их результатами.
Профессор Художесивенно-промышленной академии Максим Атаянц рассказал о судьбе карабахского села Караглух, расположенного недалеко от иранской границы. Село полностью погибло во время операции "Кольцо" весной 1991 года. Здесь шли тяжелые бои, были разрушены кладбища с уничтожением надгробных памятников и надписей на них. Петербургские предприниматели и строители заложили новый храм, восстановили старый. После этого местные власти разрешили заниматься возрождением села. Были восстановлены памятник погибшим во время Великой Отечественной войны, несколько домов старой постройки. Но после начала боевых действий 2020 года люди покинули село, и судьба его памятников неизвестна.
Член Русского географического общества Николай Днепровский (Санкт-Петербург) отметил, что территории Кавказа долгое время входили в состав Российской империи, а затем и СССР, поэтому в России много тех, кто заинтересован судьбой древних памятников. Политические взгляды могут поменяться, а уничтоженное культурное наследие уже не вернуть. Необходимо подумать о сохранении культурного наследия Российской империи.
Профессор Национального университета архитектуры и строительства (Ереван) Самвел Шагинян указал на геополитическую картину вокруг Арцаха: турецкие власти продолжают политику пантюркизма, Азербайджан - политику уничтожения армян (людей и памятников). Даже Иран заявил свои права на Кавказе. Армяне, подчеркнул он, всегда будут защищать свои ценности.
Заместитель руководителя национально-культурной автономии армян в Санкт-Петербурге Ваган Бабаханов выразил озабоченность тем, что многие принятые резолюции по сохранению духовного и культурного наследия в зоне конфликтов на практике не работают. Миссия России - защита малых христианских народов. Голос общественных организаций России в данном деле также весьма значим.
Ученый из Воронежа Алексей Гунько рассказал о пещерных и подземных памятниках Арцаха. Еще в советский период их разрушали, перестраивали, взрывали, пытались лишить христианской составляющей. Даже в специализированной литературе в советское время часть этих памятников назывались языческими, хотя очевидна их христианская смысловая составляющая. Ученый выразил сомнение, что что-то может измениться в ближайшее время в положительную сторону. Необходимо создание межведомственной комиссии с привлечением госструктур и участников из других стран для независимого мониторинга состояния и сохранности памятников истории и культуры Арцаха.
Была принята резолюция, в которой отмечено, что решение указанных проблем невозможно военным способом и насилием. Усилия общественной дипломатии, священнослужителей, научного и бизнес-сообщества призваны обратить внимание на сбережение и сохранение святынь, снизит градус насилия. Прозвучало обращение к мировой научной общественности о необходимости принятия срочных мер по предупреждению разрушения памятников истории и духовной культуры в Арцахе. Принято решение об издании каталога христианских святынь Нагорного Карабаха на русском языке и презентации этого издания широкой общественности, озвучено предложение о создании международной комиссии по сохранению христианских памятников Нагорного Карабаха.
ИА "Вода живая",
17.12.21
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Епархиальные отделы