Дискуссия "Церковные расколы как инструмент системной дестабилизации (Константинопольский патриархат и проблема церковных расколов XX - XXI вв.)" состоялась 19 мая в Петровской академии наук и искусств. В ней участвовали ученые, общественные деятели и священнослужители из Санкт-Петербурга, Москвы, Махачкалы и Херсона. Встречу организовали кафедра истории религий и теологии РГПУ, региональное отделение ВРНС, епархиальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества и Петровская академия.
Профессор Александр Прилуцкий отметил, что церковные расколы - мощный инструмент дестабилизации социальных и религиозных отношений. Несмотря на популярные в недавнем прошлом прогнозы о том, что религиозный фактор теряет значение, реальность опровергает эти утверждения. Религиозность граждан продолжает влиять на жизнь социума, а расколы оказывают травмирующее влияние на жизнь общества и духовную культуру. С XVII века Константинопольский патриархат неизменно принимал участие во всех расколах, затронувших жизнь российского православия, будь то старообрядческий раскол, имяславческая смута, обновленчество первой трети ХХ века, образование неканонических юрисдикций новейшего времени.
Председатель ОВЦО протоиерей Александр Пелин обратил особое внимание на то, что Константинопольский патриархат резко изменил риторику и образ действий в 2022 году.
"Патриарх Варфоломей открыто заявил о своей готовности возглавить духовное возрождение православия в России, что предполагает, по оценкам фанарского иерарха, не только коренное переформатирование Русской Православной Церкви, но и фактически госпереворот со всеми вытекающими последствиями. Именно Константинопольский патриархат, обвиняющий Русскую Церковь в "ересях" вроде надуманной "ереси русского мира", фактически искажает богословие, трансформируя его в угоду политическим амбициям".
Руководитель представительства Федерального агентства Россотрудничества в Турции Александр Сотниченко рассказал о позициях Русской Православной Церкви в современной Турции, окормлении выходцев из России. Докладчик обратил внимание на жесткую политизацию константинопольских приходов, в которых ведется антироссийская проукраинская агитация.
Настоятель храма Святой Троицы на Воробьевых горах протоиерей Андрей Новиков отметил, что эпоха модерна и постмодерна уходит в прошлое, наступает эпоха "нового средневековья", которому противостоят модернистские течения, и это позволяет выявить корни тенденций, которые проявляются в жизни Константинопольского патриархата, прежде всего - распространения ереси "восточного папизма". Русофобская политика Константинополя восходит к XIX веку, и уже тогда она была обусловлена политическими причинами, зависимостью Константинопольского патриархата от противников России.
Профессор Сретенской духовной академии и СПбГУ протодиакон Владимир Василик обратил внимание на канонические фальсификации и подтасовки, которые используют константинопольские канонисты для оправдания своей политики. Искажая содержание и практику применения канонов, они оправдывают беззакония Константинопольского патриархата, его "канонический разбой".
Подводя итоги, Александр Прилуцкий отметил, что актуальность церковных расколов не ограничена церковно-каноническим аспектом, их часто используют как инструменты достижения политических целей. Церковное единство - важный фактор сохранения устойчивого общества.
ИА "Вода живая",
19.05.23
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Епархиальные отделы