В лектории культурно-просветительского центра (КПЦ) Казанского кафедрального собора 21 января состоялся семинар-тренинг на тему отношений родителей и детей. Его вела психолог, заведующая детским садом № 67 Кира Батусова. Семинар прошел в рамках проекта "Семейный клуб православных психологов", организованного епархиальным обществом православных психологов.
Кира Батусова отметила, что исправить "плохое" поведение ребенка можно только с помощью конструктивного сотрудничества родителей и их чада. "Как только в нашей жизни появляется ребенок, она становится иной. Родительское чувство заложено в нас Создателем и при появлении ребенка развивается. Его развитие зависит от того, насколько родители готовы преображаться", - сказала она.
По ee словам, чтобы лучше понимать детей, нужно разобраться в причинах их "плохого" поведения, которые связаны с неудовлетворенными потребностями. Ребенок нуждается во внимании. Любое отдаление от него родителей вызывает дискомфорт, из-за которого он начинает добиваться их внимания любыми способами. Ребенок стремится удовлетворить потребность в признании собственной значимости и ценности. Он привлекает к себе внимание плачем, капризами. Нервная система ребенка не сформирована, процессы возбуждения и торможения у него слабы. Если препятствовать развитию эмоциональной сферы (запрещать бегать, прыгать, кричать, радоваться), ее развитие будет замедлено. Запретить выражать эмоции - значит посеять в душе ребенка чувственную глухоту. Проявления чувств у него глубокие - если он огорчается, то не видит возможностей исправить ситуацию. В отличие от детей, у взрослых есть опыт, они знают, что за плохим будет хорошее. И если отнесутся к горю ребенка как к чему-то несущественному, травмирующая ситуация может в нем остаться. Важно принять эмоции чада и быстро вывести его из этого состояния, переключив на что-то другое. В силу глубины переживаний ребенка его легко ранить.
В качестве рекомендаций, как вести себя родителям, когда ребенок требует внимания, психолог посоветовала игнорировать негативное поведение, но не самого ребенка. Если же малыш требует внимание неадекватным способом, лучше не реагировать. Важно чаще давать ребенку положительное внимание, когда он не просит его, чаще обнимать, говорить ласковые слова. Если ребенку недостает внимания или родители слишком часто придираются к нему, он приходит к ложному выводу, что самоутвердиться может, только если будет делать то, что хочет. У него возникает желание показать свою "власть" в виде истерик и вспышек гнева, лени, нарушении обещаний, опозданиях, неаккуратности. У родителя возникает злость, он прибегает к наказаниям. Однако взрослый останется проигравшим в любой ситуации - если подчинит ребенка или сам подчинится ему, то покажет, что силой можно добиться любого результата. Лучше не доводить дело до такой ситуации, не вступать в борьбу или отказаться от нее.
Кира Батусова указала на два уровня поведения взрослого в разрешении конфликтных ситуаций: тактический и стратегический. В первом случае взрослый ведет себя адекватным способом, сохраняя спокойствие и достоинство, не впадая в раздражение и ярость. Во втором - анализирует причины поведения ребенка и вырабатывает систему действий, чтобы решить проблему.
Психолог отметила, что ребенок приходит в нашу жизнь не для того, чтобы сделать ее невыносимой, а чтобы сделать ее более светлой и радостной. "Процесс воспитания требует вложений силы, воли, любви, в результате мы сами становимся лучше. Материнская любовь не должна быть животной страстью ("Ой ты мой хорошенький, я тебя так люблю, что зацелую тебя"), она учит нас принимать разумные решения и быть ответственным за то, каким ребенок выйдет в мир. Не нужно создавать ему максимально комфортные условия, если мы хотим, чтобы у него сформировался сильный характер и в будущем он добился своей цели. Мы навсегда останемся для ребенка самым близким и ценным человеком, если принимать его таким, какой он есть, видеть в нем положительные качества и развивать их, помогать ему", - заключила Кира Батусова.
Слушатели приняли участие в практикуме: одни выступили в роли родителей, другие - в роли детей. В ходе обсуждений были выработаны правила, обязательные для исполнения всех членов семьи. Цель тренинга - достижение понимания, что мнение и чувства ребенка так же важны, как и взрослого.
Встречи в рамках "Семейного клуба православных психологов" будут проводиться в крипте Казанского собора каждую четвертую субботу месяца с 11:00 до 13:30 до мая включительно.
ИА "Вода живая",
21.01.17
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Приходы и благочиния