Первая встреча просветительского цикла "Великопостные встречи в Новодевичьем" прошла в Неделю о блудном сыне, 12 февраля, в Казанском храме монастыря. Она называлась "Простить нельзя забыть: 1917-2017 - уроки столетия".
Организаторы - Воскресенский Новодевичий монастырь, издательский совет епархии и издательство "Никея". Ведущий - иерей Дионисий Харин.
Первая встреча была посвящена памяти новомучеников. В ней участвовали председатель епархиальной комиссии по канонизации протоиерей Владимир Сорокин, религиовед и историк Сергей Фирсов и главный редактор издательства "Никея" Владимир Лучанинов.
Открывая встречу, иерей Дионисий Харин сказал, что цель ее - осмыслить "школьные" вроде бы вопросы, на которые ни у кого нет прямых ответов: в чем причины событий 1917 года; какие изменения произошли в результате с людьми; усвоили ли мы уроки истории, и если нет, то по какой причине. Отец Дионисий процитировал знаменитое письмо священномученика Сергия Мечева: "Суд Божий совершается над Церковью Русской. Не случайно отнимается от нас видимая сторона христианства. Господь наказует нас за грехи наши и этим ведет к очищению. Совершающееся - неожиданно и непонятно для живущих в миру. Они и теперь еще стараются свести все к внешним, вне Церкви лежащим причинам. Живущим же по Богу давно все было открыто".
На вопрос ведущего, ответственна ли отчасти Церковь в крахе Российской империи, протоиерей Владимир Сорокин ответил, что этот вопрос - в компетенции историков. "Меня заинтересовала сама формулировка темы нашей встречи: "Простить нельзя забыть". Где, как вы думаете, надо поставить запятую? В этом году отмечается столетие… чего? Часто спорят, как это назвать - смута, переворот, заговор? Но, мне кажется, для верующих людей первостепенным будет вот что. 13 октября 1917 года был зверски замучен иерей Иоанн Кочуров: его волокли по городу, издевались над ним, а потом расстреляли. Заметьте, это было вскоре после октябрьских событий, еще царская семья была жива… Для нас, верующих, эта дата - начало гонений за веру, гонений на тех, кто верит в Бога".
Отец Владимир подчеркнул, что с тех пор как гонения на Церковь прекратились, постоянно идет сбор сведений о тех, кто подвергся репрессиям, но широкую общественность эти проблемы, к сожалению, занимают мало. "Поднимите руки, кто ездил в Левашовскую пустошь, где похоронены 47 тысяч человек, расстрелянных без суда и следствия? Пять человек из всех здесь сидящих? Вот диагноз нашей памяти".
Протоиерей Владимир Сорокин обратил внимание на то, что иногда сведения о количестве репрессированных берутся "с потолка", и призвал пользоваться только проверенными источниками. Напомнил он и о важной для церковной жизни нашего города дате: в ночь с 17 на 18 февраля 1932 года в Ленинграде арестовали всех монашествующих и отправили в Казахстан.
Возвращаясь к теме встречи, отец Владимир сказал: "Я считаю, что запятую нужно поставить после слова "простить". Если мы не будем прощать, зачем мы празднуем Светлое Христово Воскресение? А не забывать - это значит не мстить, а молиться".
Историк Сергей Фирсов тоже попытался ответить на вопрос, как стали в России возможны события 1917 года. По его мнению, решительным образом повлияли на настроение масс события 1905 года: "Те, кто в 1905 году взяли в руки оружие, продолжили в 1917-м", - сказал он. Сергей Фирсов привел классификацию верующих, сформулированную в начале ХХ века правящим архиереем Екатеринославской епархии епископом Агапитом (Вишневским). Владыка Агапит подразделял верующих на "сильных" (глубоко верующие люди, готовые отстаивать свои убеждения; их меньшинство), "людей земли" (инертное большинство, которое верует больше по привычке и легко поддается манипуляциям) и "хулиганов" (стихийных анархистов). Разумеется, суть проблемы заключалась в том, за кем пойдут "люди земли".
Сергей Фирсов подчеркнул, что опасения многих людей за будущее России подтвердились, взять хотя бы знаменитую "Записку Дурново" от февраля 1914 года, в которой бывший министр внутренних дел Петр Дурново (1845-1915) предостерегал императора Николая II от ведения войны с Германией, подробно рассказав, к каким последствиям это может привести. "Но знание симптомов болезни еще не означает умения лечить", - сказал историк.
Легковесными, на взгляд историка, выглядят обвинения в адрес церковных иерархов начала ХХ века, с восторгом встретивших Февральскую революцию: "Обвинять очень просто, но надо учитывать при этом исторические реалии. В конце концов, опыт людей, переживших эту смуту и не отказавшихся от своих убеждений даже ценою жизни, поможет нам правильно "расставить запятые".
На вопрос отца Дионисия, откуда в разных слоях населения России возникла такая ненависть к царской власти, Сергей Фирсов ответил, что революция сама по себе - апология насилия, она вызывает в человеке доселе дремавшие инстинкты. Когда с падением монархии произошла десакрализация власти, выяснилось, что монархия была "стержнем", на котором всё держалось.
Оба выступающих отметили, что церковная ситуация в предреволюционной России отнюдь не была идеальной. Священников было мало, и заниматься в массовом порядке какой-то духовно-просветительской работой среди народа было невозможно. Отец Владимир добавил, что, несмотря на малую просвещенность населения и начавшиеся гонения, по результатам переписи населения 1937 года 70 процентов причислили себя к верующим.
В завершение встречи Владимир Лучанинов представил книги издательства "Никея", посвященные событиям ХХ века в России: "Милосердия двери" Алексея Арцыбушева и серию "Наследие семьи Пестовых и Соколовых".
"Великопостные встречи в Новодевичьем" состоятся также:
12 марта - "Святая гора: уроки и благословения. Что значит Афон в жизни современного христианина?";
2 апреля - "Слова любви митрополита Антония Сурожского".
Начало в 14:00.
ИА "Вода живая",
12.02.17
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Приходы и благочиния