Беседа о христианстве в кинематографе прошла в Казанском соборе

В крипте Казанского кафедрального собора 21 апреля состоялась очередная встреча с профессором СПбДА протоиереем Георгием Митрофановым в рамках кинолектория "Христианство в современном западноевропейском и американском кинематографе". Слушатели посмотрели фильм "Ида" польского режиссера Павла Павликовского, вышедший на экраны в 2013 году, и вместе с лектором обсудили его.
Беседа о христианстве в кинематографе прошла в Казанском соборе

Отец Георгий указал на то, что фильм снят в стилистике польского кинематографа 60-х годов, знакомой нам по фильмам Анджея Вайды, Ежи Кавалеровича и других. Это глубокий фильм на религиозную тему, он поднимается к вечным проблемам духовной жизни человечества в целом. При этом лектор отметил, что целевая аудитория фильма - христиане, поскольку не имеющий религиозного опыта человек многого не увидит в нем.

"В Польше, даже социалистической, Церковь была в неизмеримо лучшем положении, чем в нашей стране. Польский народ не позволил со своей Церковью сделать то, что позволил наш народ, - это нужно признать. Там была сохранена полноценная инфраструктура церковной жизни, система образования и монастыри. Церковь не была маргинализована, как у нас, хотя такая политика и проводилась, можно сказать, что она находилась в полугонимом состоянии", - начал отец Георгий.
По сюжету героиня фильма, послушница Ида, с раннего детства оказавшаяся в монастыре и готовящаяся к постригу, отправляется по благословению настоятельницы на встречу со своей единственной оставшейся в живых родственницей - тетей-коммунисткой, работающей в системе правосудия. От тети Ванды Ида узнает, что она еврейка, и решает отыскать могилу своих родителей, погибших во время Второй мировой войны. Вдвоем они приезжают в дом, ранее принадлежащий родителям Иды, в котором теперь проживает польская семья. Они узнают, что родных убил нынешний хозяин дома, который соглашается показать место их захоронения в обмен на то, что женщины оставят притязания на дом. В этот момент Ида проявляет себя как христианка, не обличает и не осуждает убийцу-поляка. Соприкосновение же Ванды с прошлым дается ей тяжело, и она кончает жизнь самоубийством, выбросившись из окна.

 
"Когда Ида узнает о смерти тети, она встает на путь, о котором говорил апостол Павел: она готова погубить свою душу, лишь бы если не спасти, то хотя бы понять душу Ванды. Она начинает изображать из себя тетю, пытается проникнуться ее жизнью: выпивает, курит, вступает в связь с саксофонистом. Постепенно она понимает, что все это - мирская суета, видит, насколько это мелко и что жить этим нельзя. Осознав, как страшен и ужасен мир и как трудно в нем сохранить собственную душу, Ида прощает тетю и чувствует к ней только сострадание, а не осуждение. Уровень ее духовной глубины оказывается настолько высок, что она поднимается и возвращается к подлинной, единственно возможной для нее жизни в монастыре. Она умирает для мира, чтобы возродиться для Бога. Христос ожил для нее, и теперь Он будет давать ей силы принимать, прощать и любить людей. Ида оказалась предназначена к монашескому служению. В конце фильма перед нами предстает практически предуготованная к святости и подвижничеству молодая монахиня", - отметил протоиерей Георгий Митрофанов.
Отец Георгий подчеркнул, что Ида обладает талантами прощения, понимания, любви и сострадания, то есть воплощает собой идею христианства как такового, кроме того, героиня в конце концов осознает свое призвание к монашеству.

Слушатели поделились своими впечатлениями от фильма и задали отцу Георгию много вопросов. Подводя итоги цикла кинолекций, протоиерей Георгий Митрофанов отметил, что главное - разобраться в том, есть ли у каждого из нас духовная жизнь или мы называемся верующими чисто формально и потребности в Боге не испытываем.

ИА "Вода живая",
21.04.17