Психологический практикум о возрастных кризисах прошел в Казанском соборе

В лектории культурно-просветительского центра Казанского кафедрального собора 22 апреля состоялся практикум из цикла семейных встреч епархиального общества православных психологов во имя святителя Феофана Затворника. Семинар на тему возрастных кризисов в семье провел доцент СПбГУ кандидат психологических наук Николай Лепехин.
Психологический практикум о возрастных кризисах прошел в Казанском соборе

Он отметил, что возрастные кризисы являются кризисами индивидуального развития человека, но осложняются тем, что человек живет в семье, и каждый домочадец в определенное время жизни может переживать возрастной кризис. Слово "кризис" в переводе с греческого означает "решение, поворотный пункт, исход, суд". Кризисы развития личности - неизбежные спутники всей жизни человека. В психологии выделяют следующие возрастные кризисы: новорожденности, одного года, трех лет, семи лет, подростковый, юношеский - кризис идентичности, молодости (30 лет), середины жизни (40 лет), ухода на пенсию, старчества.

Автор теории развития личности немецкий психолог Эрик Эриксон высказал предположение, что люди сталкиваются с определенной психосоциальной дилеммой на каждой стадии развития. В этом смысле кризис - определение дальнейшего пути; в зависимости от решения человек идет либо по пути приобретений, либо по пути утрат.

Николай Лепехин выделил два типа кризисов - нормативные и ненормативные. Первые связаны с тем, что внутри человека появляются силы, которые реализуются в мотивы и устремления и направляются на взаимодействие с внешней средой, которую нужно либо изменить, либо приспособиться к ней. Нормативные кризисы переживаются всеми и рождаются внутри. Они обостряют противоречие между внешними нормами, требованиями, возросшими потребностями и притязаниями человека и его актуальными возможностями. Ненормативные кризисы обусловлены обстоятельствами извне (природные катаклизмы, война, болезнь, утрата близких) и вызывают сильные стрессы, травмируют психику человека. Они также могут быть толчком к внутреннему росту человека, но многим оказываются не по силам. Ненормативные кризисы требуют существенных усилий по адаптации и личностной реорганизации.  

Все кризисы сопровождаются изменениями в эмоционально-волевой, познавательной сфере, области ценностей и интересов. Они нужны, чтобы достигнуть уровня личностной зрелости: физической, гражданской (готовность воспринимать себя членом общества), организационной (умение жить в коллективе, подчиняться требованиям), профессиональной, семейной, нравственной (следование законам), духовной. Становление духовной зрелости - это многогранная задача, которую человек решает на протяжении всей жизни.

В основе кризиса личностного развития лежат две противоположные тенденции: социализация и индивидуализация (разворачивание внутренних сил). Рождение индивидуальности, которое полностью происходит к тридцати годам, означает умение соизмерять свое "я" с "ты" и "мы", не сливаясь и не обосабливаясь, не вступая в конфронтацию. Понятие "индивидуальность" включает в себя самобытность, самостоятельность в социальном поведении, самодостаточность, способность к сознательному саморазвитию, наличие богатого внутреннего мира.

Ведущий предложил участникам поработать в группах, чтобы в ходе коллективного обсуждения выявить негативные стороны и пути выхода из разных возрастных кризисов. Были рассмотрены кризис сепарации ребенка (отделения от родителей), кризис средних лет (30-40), кризис пенсионного возраста и травматические кризисы утраты близких. Представительница первой группы перечислила негативные переживания родителей во время кризиса сепарации ребенка: чувство тревоги, сокращение общения, выход из зоны комфорта из-за потери контроля над ребенком, чувство стыда и вины, депрессия. Преодолению кризиса и уменьшению дискомфорта может помочь общение через "я-послания" ("я беспокоюсь, потому что ты меньше звонишь"), рационализация (здравый взгляд на вещи), молитва и обращение к Богу. Улучшить эмоциональное состояние можно, сделав свою жизнь разнообразной, найдя себе занятие по душе. Очень важно уважать выбор своего ребенка и не нарушать его личностные границы.

Группа слушателей, анализирующая кризис пенсионного возраста, отметила, что он характеризуется потерей физических сил и ухудшением здоровья, малой востребованностью в семье и социуме, желанием передать свой опыт, погружением и копанием в прошлом, раскаянием, унынием из-за потери близких людей, отсутствием радостей, поиском опоры для себя, подведением жизненных итогов и оправданием себя. Облегчить переживание кризиса помогут посильные физические упражнения и соблюдение режима дня, занятия по интересам, служение людям, покаяние. Важно научиться принимать утраты, осознать и принять все, что было в жизни, любить свою семью без назиданий. Николай Лепехин указал на то, что после выхода на пенсию внешнее, социальное давление исчезает, поэтому важно научиться самому побуждать себя к деятельности и активности.

В кризисе среднего возраста человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождением между жизненными планами и их реализацией. Могут обостриться семейные отношения. В этот период часто приходится перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать новую "я-концепцию". Переоценка ценностей и пересмотр собственной личности  помогут найти новый смысл существования.   

Обсуждая тему утраты близких, участники практикума пришли к выводу, что люди часто отказываются смиряться с происшедшим, испытывают гнев и обиду на жизнь. Чтобы не замкнуться в себе, нужно общаться с людьми, провести серьезную внутреннюю работу, направленную на преодоление собственного эгоизма, начать помогать другим. Единственной помощью умершему является молитва за него. Утрата близких может стать толчком на пути к Богу и духовной зрелости.

ИА "Вода живая",
22.04.17