Феодоровский собор принял участие в "Ночи музеев"

Феодоровский собор во второй раз принял участие в международной акции "Ночь музеев", которая проходила в ночь с 20 на 21 мая. Как и в прошлом году, в соборе акция проходила в вечернем режиме - 20 мая с 18:00 до 23:00, а не всю ночь.

Темой "Ночи музеев" в 2017 году стала экология. Посетителей встречали у дверей собора и проводили по Царской лестнице. Они попадали в верхний храм Феодоровской иконы Божией Матери, где их вниманию предлагалась программа "Царский луг". Экскурсоводы из числа прихожан собора рассказывали о храмовом убранстве, обращая внимание на тему гармонии человека с природой, красоты Божьего мира, которая выражается, в частности, в многочисленных травных и цветочных орнаментах в оформлении иконостаса, отдельных киотов, царского места. Разумеется, экскурсоводы не могли не коснуться самой истории Феодоровского собора, который был построен по проекту гражданского инженера Степана Кричинского к 300-летию Дома Романовых, в 1932 году был закрыт и переоборудован в молокозавод и только в 2005 году в плачевном состоянии возвращен епархии; восстанавливался собор с 2007 по 2013 годы. Рассказывали посетителям и об устройстве иконостаса в православных храмах, и об отдельных иконах. Здесь же гостей ждала программа "Глас небес" - с хоровыми мини-концертами выступили любительский хор Феодоровского собора под управлением Веры Петровой, ансамбль древнерусского пения "Ключ разумения" и другие коллективы.

Затем посетители отправлялись на 3-й этаж - хоры верхнего храма, где их ждало знакомство с экспозицией "По стопам апостолов", реконструирующей быт Святой Земли евангельских времен. Один из авторов экспозиции Алексей Глызин-Богославский на глазах у гостей замешивал тесто для хлеба по древним аутентичным рецептам. Пройдя в следующее помещение, гости оказывались в золотошвейной мастерской. Программа называлась "Цветок льна" и знакомила с трудом вышивальщиц, изготавливающих церковные облачения. Поднявшись еще выше, на башню, посетители попадали в иконописную мастерскую собора. Эта программа называлась "Взгляд вечности" и знакомила с этапами написания иконы. Здесь в качестве экскурсоводов выступили сами иконописцы: пока Христина рассказывала большой группе о том, какие краски используются в иконописи, Ольга отвечала на вопросы одиночных посетителей и тех, кто опоздал к началу и чего-то не расслышал.

Спустившись в нижний храм святого благоверного великого князя Александра Невского и святой равноапостольной Марии Магдалины, гости знакомились с программой "Золотая пропорция". "Золотая пропорция" - соотношение, заложенное в самой природе и лежащее в основе великих произведений культуры. Интерьер нижнего храма выполнен в традициях раннего христианства в полном соответствии с этим принципом. Экскурсоводы рассказывали об убранстве храма, о сюжетах росписей, сопровождая свой рассказ комментариями, затрагивающими суть христианской веры. Поскольку в нижнем храме вместо иконостаса - невысокая алтарная преграда, как в древнехристианских храмах, есть возможность наглядно рассказать об устройстве алтаря и о смысле главного богослужения христиан - Божественной литургии. Внимание всех, кто впервые переступает порог собора, привлекает выложенный в центре на полу лабиринт - символ пути человека к Богу. Экскурсовод Ирина объяснила, что название "лабиринт" - условное: в настоящем лабиринте есть тупики, ложные ходы, а здесь, если человек будет идти по указанному пути - пути веры, то он, даже временно отдаляясь, в итоге все равно придет в центр круга, то есть достигнет Царствия Небесного. Показывая гостям баптистерий для крещения взрослых полным погружением, экскурсовод Григорий обращает их внимание на то, что Крещение - одно из Таинств Церкви, это серьезный, ответственный шаг, и люди, которые принимают решение креститься "просто так", "чтобы в жизни повезло", совершают ошибку: Крещение - это лишь начало пути к Богу, требующего глубокой веры и желания изменить свою жизнь.

Последним пунктом была программа "Новомученики и исповедники", с которой можно было познакомиться в храме-часовне Новомучеников и исповедников Российских на территории собора. Экскурсовод - прихожанин собора и научный сотрудник Музея истории религии Александр Буров - рассказал об иконах новомучеников, присутствующих в храме. Он остановился на судьбе каждого из них: Святейшего Патриарха Тихона, митрополита Петроградского Вениамина, священномученика Иоанна Кочурова, преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. Особенно подробно Александр рассказал о судьбе последнего настоятеля Феодоровского собора перед его закрытием священномученика архимандрита Льва (Егорова) и его помощниц по Александро-Невскому братству - Киры Оболенской и Екатерины Арской. Специально для "Ночи музеев" была изготовлена экспозиция-инсталляция из старых оконных рам Феодоровского собора. На этом своеобразном стенде были размещены фотографии новомучеников, непосредственно связанных с собором, и их жизнеописания.

Настоятель Феодоровского собора протоиерей Александр Сорокин рассказал корреспонденту "Воды живой", что экскурсоводы и консультанты из числа прихожан храма - добровольцы, их подготовка заняла примерно месяц. Отец Александр подчеркнул, что участие Феодоровского собора в "Ночи музеев" преследует прежде всего миссионерские цели, ведь в этот день пришло много людей, в том числе молодежи, которые обычно в храм не ходят. Важно, чтобы они почувствовали, что храм - это открытое, гостеприимное и доступное пространство, кроме того, очень многое дающее в культурно-просветительском плане.

"Участие в "Ночи музеев" очень важно и для прихожан, это рождает у них чувство ответственности и сплачивает", - подчеркнул отец Александр.

Феодоровский собор - не единственный православный храм, принявший участие в акции "Ночь музеев": в Москве в акции участвовали Патриарший музей церковного искусства (Преображенская церковь храма Христа Спасителя) и Черниговское патриаршее подворье. В Санкт-Петербургской епархии в "Ночи музеев" принял участие также духовно-просветительский центр Пушкинского благочиния при храме преподобного Сергия Радонежского в Царском Селе.

ИА "Вода живая",
20.05.17