В Казанском соборе начался курс лекций протоиерея Кирилла Копейкина

В крипте Казанского кафедрального собора 29 сентября в рамках курса лекций "Библейские представления о сотворении мира и современная наука" состоялась первая встреча с кандидатом физико-математических наук, кандидатом богословия протоиереем Кириллом Копейкиным.
В Казанском соборе начался курс лекций протоиерея Кирилла Копейкина

Лектор напомнил, что в 2009 году было создано Межсоборное присутствие, которое готовит материалы для Архиерейских Соборов. Одна из комиссий присутствия - по вопросам богословия. Перед стоят вопросы, в частности, о богословском осмыслении современных представлений о происхождении мира и человека, соотношении науки и веры. Поскольку общецерковная позиция комиссией не сформулирована, данный курс лекций не нужно рассматривать как точку зрения всей Церкви.

Первая лекция была посвящена особенностям библейского текста, который сложно устроен при кажущейся простоте. Изначально он существовал в другой культурной среде, был рассчитан на других людей, а сегодня читается на другом языке в другой системе понятийных категорий, поэтому неизбежно искажается или упрощается.

"Мы привыкли воспринимать библейский текст как линейное повествование, рассказанную историю. Но его куски связаны между собой множеством смыслов, он пронизан связями, которые могут быть не видны. Он не прозрачен, дистанцирован от обыденного языка. Нельзя просто подобрать "ключик" к сакральному тексту, расшифровать его. Он - тайна, в которую невозможно проникнуть, ею можно только проникнуться. Тайна требует сопричастности и соучастия", - отметил отец Кирилл.
По его словам, священный текст обращен ко всей целостности человеческого естества. Если мы встречаем в нем какое-то преткновение и несообразность, это промыслом Божиим вошло в текст Библии, чтобы, споткнувшись на данном месте, мы не остались на уровне буквального и формального понимания смысла, а старались проникнуть в его более глубокий смысл. Священное Писание в контексте христианской традиции воспринималось не просто как история о жизни Иисуса. Это то, к чему надо приобщаться, чтобы менялась внутренняя жизнь человека. Энергия, проявленная в слове, воплощается, в частности, в литургической музыке. Библейский текст организован так, чтобы передавать эту энергию, воздействовать на человека, а не просто доносить информацию. Соотносить библейский текст с современными представлениями о том, как устроен мир, отчасти возможно, но это нужно делать бережно и осторожно. Наука возникла из представлений о том, что природа - вторая книга Бога, дополнительная по отношению к Библии. Она помогает глубже понять первый текст. Наука помогает увидеть в библейском тексте глубины, которые мы, может быть, по-другому не увидели бы.

ИА "Вода живая",
29.09.17

Казанский кафедральный собор

191186, Санкт-Петербург, Центральный район, Казанская пл., д. 2

Упоминания в новостях

Все новости