Состоялась конференция к 280-летию епархии

Конференция, посвященная 280-летию Санкт-Петербургской епархии, прошла 23 июля в воскресной школе храма святого Димитрия Солунского в Коломягах. Ее организовал приход храма преподобного Серафима Саровского.
Состоялась конференция к 280-летию епархии

Настоятель храма святого Димитрия Солунского протоиерей Александр Рябков отметил важность взаимодействия, тем более таких "старинных" приходов Приморского благочиния, как Серафимовский и Димитриевский, хранящих непрерывные традиции, зародившиеся в дореволюционной России: "Зная и помня историю своего храма, мы приобщаемся и к истории страны".

Протоиерей Вячеслав Помаскин в сообщении "Санкт-Петербургской епархии 280 лет" рассказал, что земли, на которых стоит город, были в свое время под началом новгородских архиереев. Так продолжалось и после после отмены патриаршества императором Петром I. После учреждения в 1721 году Святейшего Правительствующего Синода вплоть до образования Санкт-Петербургской епархии северная столица принадлежала к территориальному образованию, которое называлось "Санкт-Петербургская синодальная область". В нее также вошли части Новгородской и Карельской епархий, отвоеванная у шведов Ингерманландия.

отец Вячеслав.jpg

Отец Вячеслав рассказал об управлявших Синодальной областью. Известны имена четверых: архимандрита Феодосия (Янковского), в дальнейшем архиерея, митрополита Коломенского Игнатия (Смолу), архиепископа Нижегородского Питирима и епископа Псковского Рафаила (Заборовского). Митрополит Игнатий фактически не осуществлял руководство, хотя и числился в списках управлявших областью вплоть до 1727 года: с 23 февраля 1721 года находился под следствием по обвинению "в оказывании чести и разных услуг" бывшей царице Евдокии Федоровне. Император сохранил ему жизнь, но митрополит попал в опалу.

Санкт-Петербургская епархия была образована в 1742 году. Название кафедры и титул правящего архиерея много раз менялись. Санкт-Петербургским и Ладожским правящий архиерей именовался в течение двух периодов: в 1892-1914 годах, а также с 1991 года по настоящее время. Викарных кафедр, входивших в состав Санкт-Петербургской епархии, за всю ее историю было девятнадцать: Таллиннская, Выборгская, Ладожская, Нарвская, Гдовская, Финляндская, Кингисеппская, Кронштадтская, Лужская, Охтенская, Петергофская, Детскосельская, Колпинская, Любанская, Шлиссельбургская, Копорская, Лодейнопольская, Тихвинская и Гатчинская. В настоящее время существуют Кронштадтское и Петергофское викариатства, а Выборгское, Гатчинское и Тихвинское в 2013 году стали самостоятельными епархиями в составе Санкт-Петербургской митрополии. Отец Вячеслав рассказал о выдающихся архиереях, управлявших епархией: священномученике митрополите Вениамине, митрополите Алексие (Симанском), впоследствии Святейшем Патриархе Алексие I.

В завершение отец Вячеслав рассказал об известном эпизоде из истории Серафимовского храма во время войны. В 1930-е годы безбожные власти запретили колокольный звон, во всех храмах колокола снимались на переплавку. Но в Серафимовской церкви они уцелели - прихожане закопали их в землю под полом храма. 27 января 1944 года, в день освобождения от блокады, их извлекли, подняли на звонницу, и люди целый день звонили в них.

Прихожанка Марина Ержемская посвятила сообщение истории храма преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище. В XVIII веке канцлер граф Алексей Бестужев-Рюмин для постройки загородной резиденции на Каменном острове вывозил из своих малороссийских поместий рабочих. Поселения, в которых они жили, получили названия Старая и Новая Деревня. В Новой Деревне в 1742 году была сооружена Благовещенская церковь, при ней организовано кладбище. В конце XIX века возникла необходимость в строительстве нового кладбища за Приморской железной дорогой. Старое кладбище было закрыто и постепенно исчезло. Горожане обратились в Святейший Синод с прошением о строительстве храма на новом кладбище. Строительство было разрешено с условием освятить храм в честь недавно прославленного преподобного Серафима Саровского, и кладбище тоже назвать Серафимовским. Деревянный храм был построен Александром Барановским под руководством епархиального архитектора Николая Никонова. Серафимовский храм уникален с точки зрения сохранности. До 1923 года был приписан к Благовещенской церкви.

Ержемская.jpg

Марина Ержемская рассказала о драматических страницах в жизни храма, когда он был захвачен обновленцами. Первый настоятель протоиерей Павел Пашский (1862-1939) ушел из храма, сказав: "В красной церкви православным делать нечего". Всю войну в храме служили обновленцы. Докладчица отметила, что во время войны было около 25 священников на весь город.

Весной 1943 года в Ленинграде, как и во всей стране, началось возвращение обновленческих приходов в патриаршую Церковь. Митрополит Алексий (Симанский) рукоположил диакона Николая Артемьева по пресвитера и назначил настоятелем Серафимовского храма. Марина Ержемская упомянула некоторых выдающихся настоятелей храма: в 1948-1958 годах настоятелем был протоиерей Николай Ломакин (1890-1965), выступивший свидетелем на Нюрнбергском процессе. В 1970-1972 годах настоятелем служил протоиерей Михаил Гундяев (1907-1974), отец Святейшего Патриарха Кирилла. 1975-1981 годы относятся к настоятельству протоиерея Владимира Лютика (1923-1981), который был одно время секретарем Русской духовной миссии в Иерусалиме.

Говоря о настоятелях протоиереях Василие Ермакове (1927-2007) и Николае Конькове (1947-2020), Марина Ержемская отметила, что большинство присутствующих застали этих батюшек и хорошо их знают.

Затем докладчица предложила слушателям войти в храм. Она рассказала, что в алтарной части сохранились таблички с именами благотворителей: уникальный резной иконостас изготовлен на средства купца Александра Николаева, супруги Васильевы и Шишмаревы пожертвовали на изготовление священных предметов. Иконы святителя Николая и Казанской иконы Божией Матери - дар семьи Ивановых. В храме особо чтут икону преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей (перстом) и кусочками камня, на котором преподобный молился сто дней. Один из кусочков камня был пожертвован жителем Дивеева еще в Благовещенскую церковь. Второй кусочек камня пожертвовал в храм митрополит Антоний (Мельников). Чтут прихожане и икону Божией Матери "Умиление" - список с келейного образа преподобного Серафима. Самая старинная икона в храме - Смоленская. Она, как и Тихвинская икона Божией Матери, была передана в храм из закрытого Благовещенского храма - того самого, к которому Серафимовский храм первоначально был приписан.

Особая история у Казанской иконы Божией Матери, которая находится в приделе святой мученицы царицы Александры, - ее называют "Романовской". Это список с иконы из Площанской пустыни в Брянской области, он был подарен великому князю Георгию Александровичу, а после его смерти перешел к его брату - великому князю Михаилу Александровичу. В 1915 году икона была перевезена в Санкт-Петербург и находилась во дворце великого князя.

Про эту икону написана книга "Икона великого князя", автор ее - нынешний митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан. Прадед владыки Митрофана, Степан Никитич Пименов, был моряком. Он обладал глубокими знаниями в области электричества, занимался электрификацией дворцов, в том числе дворца великого князя Михаила на Английской набережной. Впоследствии стал управляющим дворца, и ему удалось спасти и спрятать икону. Ее отнесли в Благовещенскую церковь у Благовещенского моста, но церковь вскоре закрыли, а икону вернули Пименову обратно. Степан Никитич умер в блокаду, место захоронения неизвестно. Когда его семья вернулась из эвакуации, они обнаружили икону в квартире. Мать будущего владыки Митрофана отнесла ее в Серафимовский храм. Крестил будущего владыку в Никольском соборе протоиерей Василий Ермаков, будущий настоятель Серафимовского храма.

Через пятьдесят лет владыка Митрофан, тогда еще архимандрит, пришел в храм и рассказал эту историю отцу Василию. Тот попросил написать книгу о судьбе иконы, но книга была написана уже после кончины отца Василия.

Прихожанка храма Валентина Балабанова рассказала об истории Серафимовского кладбища и о примечательных захоронениях, особенно о священнослужителях, похороненных на кладбище. 28 мая 1905 года состоялось первое захоронение. Серафимовское кладбище поначалу называли "кладбищем новодеревенской бедноты". В Первую мировую там стали хоронить павших воинов. В годы блокады оно стало местом массовых захоронений. Поскольку обессиленные сотрудники похоронных команд не могли копать мерзлую землю, проводились взрывы, и в образовавшихся траншеях хоронили умерших. Родственникам сообщали номер траншеи. После войны здесь нашли последний приют многие деятели науки и культуры. Появились захоронения героически погибших воинов, моряков, пожарных.

На Серафимовском кладбище похоронены многие священники. Большинство - рядом с храмом. Некоторые могилы ухожены, а на некоторых невозможно прочитать надпись. На Березовой дорожке похоронены более сорока сестер Иоанновского монастыря, некоторые - еще до революции. Здесь похоронены клирики и настоятели храма, в том числе уже упомянутые протоиереи Павел Пашский, Николай Ломакин, Владимир Лютик. Почитается верующими могила архиепископа Василия (Кривошеина; 1900-1985); в книге Александра Солженицына "Красное колесо" написано об этой семье. Здесь похоронен протоиерей Борис Тихонравов (1914-1988), который и в Серафимовском, и в Смоленском храме служил вместе с протоиереем Михаилом Гундяевым. А вот протоиерей Косьма Раина (1898-1971), могила которого находится прямо за алтарем храма, никогда здесь не служил: он служил в Белоруссии, во время войны чудом избежал расстрела, примкнул к партизанам. Жил он в Ольгине, с женой и дочерью-врачом, а похоронен на Серафимовском кладбище рядом с храмом, поскольку его сын служил здесь старостой.

Было принято решение разыскать все могилы священников, заброшенные захоронения привести в порядок.

ИА "Вода живая",
23.07.22


Храм св. вмч. Димитрия Солунского в Коломягах

197341, Санкт-Петербург, Приморский район, улица 1-я Никитинская, дом 1.

Упоминания в новостях

Все новости