О Крестовоздвижении побеседовали в Серафимовском храме

О Крестовоздвижении побеседовали в Серафимовском храме
Темой сообщения прихожанки Валентины Балабановой стали апокрифические легенды о происхождении древа Животворящего Креста Господня. Она объяснила, что апокрифические тексты не читают в храмах на богослужениях, но они важны, поскольку стали частью церковного Предания. В Евангелии Крест Господень фигурирует как готовый предмет, нет никаких подробностей его происхождения. Только в апокрифической литературе можно найти, откуда взялось древо.

Цикл легенд о Животворящем Кресте возник преимущественно в Палестине и имел древнее происхождение. Ранние списки "Евангелия от Никодима" датируются пятым веком. Основной акцент в текстах апокрифов делается на связи Креста с одним из райских деревьев или различными событиями Ветхого Завета. Авторы этих преданий не ставили целью прославить христианскую реликвию, значимость которой никогда не оспаривалась. Целью было показать происхождение христианства, бывшего тогда еще молодой религией, от древнейшей традиции, буквально от Адама.

Текст под названием "Золотая легенда" находится как раз в "Евангелии от Никодима". Он повествует о том, что когда Адам был при смерти, его сын Сиф пошел к вратам рая с целью получить масло прощения и помазать им тело своего отца. Но явившийся архангел Михаил сообщил, что масло прощения будет даровано всему миру через 5500 лет (пророчество о пришествии Христа), и дал Сифу ветвь от древа познания добра и зла, сказав: "Если сможешь оживить сей сухой плод, то быть ему исцеленным". Вернувшись, Сиф нашел Адама мертвым и вложил сухую ветвь ему в рот. Из нее проросло дерево из трех сросшихся стволов, которое продолжало расти до царствования Соломона. Царь Соломон срубил дерево и пытался использовать его при строительстве Иерусалимского храма, но дерево то уменьшалось, то увеличивалось и не могло быть использовано. Царица Савская нанесла визит Соломону и преклонила колена перед древом. Она предрекла, что Спаситель мира будет висеть на этом древе, и от того царству иудеев придет разорение и конец. Соломон приказал закопать брус. Он был обнаружен при строительстве купальни для омовения  жертвенных животных. Вода в ней прославилась исцелениями. Незадолго до страданий Господа древо всплыло на поверхность, из него и был сделан Крест.

Славянские и греческие апокрифы повествуют о Кресте, имеющем восемь концов и сделанном из трех частей. Кипарис послужил материалом для столба, для поперечной перекладины использовали певгу или сосну, нижняя часть Креста была изготовлена из кедра, к ней прибили ноги Спасителя. Пророчества о том, что Христос будет распят на трехсоставном дереве, есть в книгах Ветхого Завета. "Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих" (Ис. 60:13).

Существуют и другие предания и легенды, связанные с происхождением Крестного древа.

Прихожанка Марина Ержемская рассказала об истории обретения Креста Господня и самого празднования.


"Не может быть, чтобы Господь попустил не найти Креста, - объяснила она. - Царица Елена отправилась на Святую землю. Там она вела себя, как простая паломница, а не как царица, одевалась скромно. Она нашла около восьмидесяти мест, связанных с земной жизнью Спасителя и Божией Матери, везде строила храмы - она построила первый храм в Вифлееме и на месте Успения Божией Матери. Но Крест до времени обрести так и не удавалось. Ученые склоняются к гипотезе, что был найден пожилой иудей по имени Иуда, чьи предки помнили, где было место казни Спасителя, поэтому он об этом знал. Его уговорили это место показать. Там было капище Венеры, оно находилось на огромном холме, который в свое время специально насыпали, чтобы скрыть от людей это святое место. Елена приказала разрушить капище и снимать землю аккуратно, слой за слоем. Когда начали это делать, почувствовали необыкновенное благоухание, это вдохновило на продолжение поисков. Нашли и пещеру, в которой Господь был похоронен, и три креста, а главное - табличку. Табличка сохранилась до наших дней, сейчас она находится во Франции и раз в год выносится для поклонения верующих".
В качестве материалов для лекций использовались публикации на порталах "Православие.ру" и Русской духовной миссии о монастыре Святого Креста в Иерусалиме, на портале "Biblia.org" - раздел "Апокрифы, околохристианские тексты", "Слово Григория Богослова о Честном Кресте", фильм о празднике Крестовоздвижения студии "Неофит" с участием владыки Иллариона (Алфеева), публикации журнала "Фома" "Воздвижение Креста Господня: как именно вас касается этот праздник" и "Иконография Крестовоздвижения", портала "Правмир" "Воздвижение Креста - история, иконы, песнопения", сайта Валаамского монастыря "Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня", сайта Сретенского монастыря "Иконография праздника Крестовоздвижения", книга П. Ю. Малкова "Воздвижение  Креста Господня. Антология (электронная версия)".

ИА "Вода живая",
16.09.23



Храм прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище

197183, Санкт-Петербург, Приморский район, Серебряков пер., д. 1 (Серафимовское кладбище).

Упоминания в новостях

Все новости