Во второй день пребывания на Святой земле, 16 сентября, паломники во главе с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием посетили святыни Елеонской горы и Гефсимании в Иерусалиме.
В Успенском храме, расположенном недалеко от Гефсиманского сада, верующие пропели тропарь и величание Успению Богородицы, приложились к гробнице Божией Матери и чудотворной Иерусалимской Гефсиманской иконе.
Успенская церковь была построена в XIII веке. По преданию, в ней также находятся гробницы родителей Богородицы Иоакима и Анны и Иосифа Обручника. Гробница Божией Матери была вскрыта по решению VI Вселенского Собора, в ней были найдены пояс и погребальные пелены. Храм принадлежит Иерусалимской Православной и Армянской Апостольской Церквам.
Затем петербуржцы отправились в Гефсиманский сад. В евангельские времена так называлась долина у горы Елеон, которая почитается как место моления Христа в ночь ареста. Это небольшой сад, в котором растут восемь древних олив. Протодиакон Андрей Левин прочитал отрывок из Евангелия о молитве Спасителя, предательстве Иуды и взятии Христа под стражу (Лк. 22:39-53).
Паломники посетили расположенную в Гефсиманском саду католическую францисканскую церковь Всех наций. Она построена над камнем, где Господь молился накануне ареста.
Затем паломники побывали в монастыре равноапостольной Марии Магдалины Русской Православной Церкви Заграницей. На этом месте император Александр III построил храм в память о матери - императрице Марии Александровне. На освящении в 1888 году присутствовали председатель Православного Палестинского общества великий князь Сергей Александрович с супругой великой княгиней Елизаветой Феодоровной. Вдохновленная благодатью Святой земли, она приняла православие, а после гибели мужа вела подвижническую жизнь, прославилась как основательница Марфо-Мариинской обители милосердия и приняла мученическую кончину в Алапаевске. В 1921 году останки подвижницы и ее келейницы инокини Варвары захоронили в крипте под Мариинской церковью Гефсимании. Обе прославлены Церковью в лике преподобномучениц, их мощи находятся в храме в белых мраморных раках.
В 1934 году при храме Марии Магдалины образуется женская монашеская община, получившая позднее статус монастыря. У истоков были две англичанки, принявшие постриг на Святой земле: монахиня Мария (Робинсон) стала первой игуменией обители, монахиня Марфа (Спрот) возглавила монастырскую школу в Вифании.
Община была многонациональной. В ней молились и трудились палестинские девушки, русские эмигрантки и монахини из Европы. Традиция продолжается. Нынешняя настоятельница игумения Елисавета (Шмельц) родом из Австралии.
В Мариинском монастыре паломники помолились у мощей преподобномучениц Елисаветы и Варвары, приложились к чудотворной Ливанской иконе Божией Матери Одигитрии. Ее привез на Святую землю митрополит Гор Ливанских Илия, которому во сне явилась Богородица и велела сделать это. Владыка сначала не поверил в увиденное, и ему была послана болезнь, от которой он излечился, исполнив повеление Божией Матери.
По дороге на гору Елеон паломники посетили смотровую площадку с видом на панораму Иерусалима. С нее можно наблюдать несколько интересных объектов: мечеть, расположенную на месте Святая святых храма Соломона, храм на месте мученичества архидиакона Стефана, храм на месте плача Иисуса Христа об Иерусалиме (Мф. 23:37-38, Лк. 13:34-35).
Гора Елеон упоминается в Библии как место, где царь Давид поклонялся Богу (2 Цар. 15:30-32). Здесь Христос произносит проповедь о Втором Пришествии (Мф. 24). Здесь происходит Вознесение Господне.
Паломники начали посещение святынь Елеона с часовни Вознесения, где пропели тропарь Вознесению. Протодиакон Андрей Левин прочитал отрывок из книги Деяний святых апостолов, повествующий о событии (Деян. 1:1-12).
В Спасо-Вознесенском Елеонском женском монастыре Русской Зарубежной Церкви владыку Варсонофия и паломников встретил монах Поликарп, клирик РПЦЗ, проживающий в обители.
Участок под монастырь был выкуплен начальником РДМ архимандритом Антонином (Капустиным), который произвел здесь раскопки. Были обнаружены погребальные пещеры, мозаичные полы церквей VI-VII веков, камень, на котором, по преданию, стояла Пресвятая Богородица во время Вознесения Христа. В 1905 году была основана женская община, позднее - монастырь. Спасо-Вознесенский собор был построен в конце XIX века по замыслу отца Антонина. В храме паломники приложились к привезенным из России чудотворным иконам Божией Матери "Елеонская Скоропослушница" и "Взыскание погибших". У могилы отца Антонина была пропета "Вечная память".
Хорошо известна знаменитая колокольня Спасо-Вознесенского монастыря, так называемая "Русская свеча". Это самая высокая точка Иерусалима, ее высота 64 метра.
В часовне на месте первого и второго обретения главы Иоанна Крестителя гости приложились к почитаемому месту и пропели тропарь.
Митрополит Варсонофий и паломники побеседовали с настоятельницей монастыря игуменией Варварой (Новиковой).
Петербуржцы посетили монастырь Малая Галилея в северной части Елеона. Он назван так, поскольку в евангельские времена здесь была гостиница для приходивших в Иерусалим на праздники галилеян. В ней часто останавливались апостолы.
До 1980 года в монастыре располагалась резиденция Патриархов Иерусалимских. Некоторые из них похоронены в обители.
Паломники помолились в главном храме Явления Христа апостолам. Был прочитан отрывок из Евангелия от Луки о том, как Христос по Воскресении Своем явился ученикам (Лк. 24:36-49). В алтаре храма находится крест из Кувуклии. Его перенесли сюда после пожара 1808 года в храме Гроба Господня.
На территории монастыря расположена церковь, построенная на месте явления Богородице архангела Гавриила перед Ее Успением. В ней каждый день Успенского поста служится ранняя Божественная литургия. За алтарем находится место погребения архимандрита Серафима, принесшего на Святую землю мощи преподобномучениц великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары.
Затем верующие отправились на место, где, по преданию, стоял дом первосвященника Каиафы, куда привели Христа после пленения в Гефсиманском саду. Здесь апостол Петр трижды отрекся от своего Учителя. Сейчас на этом месте стоит католическая церковь святого Петра, где служат монахи из ордена ассумпционистов. Здесь же группа посетила смотровую площадку с видом на Иерусалим.
После этого петербуржцы отправились в православный женский монастырь Онуфрия Великого, основанный на месте, где в IV веке жил и молился подвижник. Монастырь принадлежит Иерусалимской Церкви. Храм Онуфрия Великого занимает высеченную в скале пещеру с погребальными нишами. Впоследствии к ней пристроили надземную часть. Сохранилась пещера и самого преподобного Онуфрия. Паломники пропели тропарь святому.
Фото Николая Клейменова
ИА "Вода живая",16.09.23
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Архиерей