Встреча прихожан Благовещенской церкви на Васильевском острове с протоиереем Константином Константиновым, священником храма Спаса Нерукотворного на Конюшенной площади, состоялась 4 октября после Божественной литургии.
Отец Константин - кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института экспериментальной медицины Российской академии медицинских наук, преподаватель СПбПДА. Прихожанам Благовещенской церкви отец Константин прочитал лекцию на тему "Природа сознания".
Отец Константин сразу предупредил слушателей, что не сможет дать им ответ на вопрос о том, какова природа сознания, он сможет только показать им проблему, одну из самых глобальных не только в биологии, но и в психологии, философии, богословии. Ведь до сих пор не существует даже общепринятого определения сознания, и уж конечно, никто не может однозначно ответить, как соединены между собой мозг, сознание и душа.
Отец Константин кратко изложил историю этого вопроса, начав с Гиппократа и Платона и окончив современными исследованиями. Еще в XIX веке ученые установили, что определенные участки мозга отвечают за определенные психические функции: один участок "заведует" организацией речи, другой - ее восприятием, третий обрабатывает зрительную информацию... Дальнейшие исследования показали, что, воздействуя электродами на определенные участки мозга, можно вызывать у человека различные психические переживания: он может слышать необыкновенные звуки, пение, видеть удивительные картины. Таким же образом можно воздействовать и на его эмоции, настроение, страсти… И тогда напрашивается вопрос: если эмоциональный мир человека всецело зависит от мозга, то какова же роль души? Не является ли она всего лишь набором "когнитивных функций"? А если это так, то значит, душа должна исчезнуть в момент смерти, когда "ломается" ее "пульт управления" - мозг?
Но тут отец Константин поспешил успокоить своих слушателей: оказывается, сознание можно определить и как внутренний мир человека. Для сознания объективная картина мира не так важна, как ее субъективное восприятие - а оно как раз зависит от внутреннего мира, от наличия или отсутствия "внутрь нас" Царствия Божия. "Задача души - сохранить наш внутренний мир в Вечности", - сказал отец Константин.
"Доказательства бытия души не существует, - продолжал рассказчик. - Единственный прецедент для того, чтобы говорить о душе - это Священное Писание". Но и в Библии, оказывается, слово "душа" употребляется в разных значениях. Например, в первой главе Книги Бытия Бог говорит: "Да произрастит земля душу живую" (Быт. 1: 24), а второй главе сказано, что Он вдунул в лице Адама "дыхание жизни, и стал человек душою живою" (Быт. 2: 7). "Согласитесь, что земля не может произвести какую-то сущность, большую, чем она сама, - сказал отец Константин. - В этом контексте слово "душа" употребляется как метафора. А вот то, что вдохнул Бог в лице Адама, - это и есть та нетленная субстанция, которая дарует человеку возможность бессмертного существования".
Завершая лекцию, отец Константин посоветовал слушателям дорожить своим внутренним миром и стараться, чтобы там действительно пребывало Царствие Божие. В конце встречи отец Константин едва успевал отвечать на вопросы: о клинической смерти, о возможности управлять внутренним миром человека извне, о природе интуиции и прозорливости, о том, что подразумевается под "умом" и "сердцем" в святоотеческих писаниях. А подытожил встречу настоятель Благовещенской церкви протоиерей Андрей Дьяконов - словами о том, что вера расширяет сознание человека, а не сужает его, как думают материалисты. Он попросил отца Константина приехать в Благовещенский храм еще раз и продолжить начатый разговор - ведь всем стало ясно, что тема неисчерпаема.
ИА "Вода живая",
04.10.15
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Приходы и благочиния