Рождественские чтения прошли в Василеостровском благочинии

В актовом зале воскресной школы при храме Смоленской иконы Божией Матери 24 ноября прошли Рождественские образовательные чтения Василеостровского благочиния.

Открывая чтения, благочинный Василеостровского округа, настоятель Смоленского храма протоиерей Виктор Московский отметил, что Международные Рождественские образовательные чтения проходят с 1992 года. "На первом форуме было гораздо меньше представителей, с каждым годом число участников увеличивается, теперь их уже десятки тысяч. Мы всегда проводим Рождественские чтения на уровне благочиния, и сейчас собрались, чтобы услышать ваши голоса и принять ваш вклад в этот международный проект".

Отец Виктор рассказал, что международный форум начнется 25 января в Москве с Литургии, которую возглавит Святейший Патриарх Кирилл. В Москву приедут представители Поместных Церквей, деятели науки, образования, культуры. "Всех поздравляю с началом форума. Пусть наш вклад в это общее дело небольшой, но он есть и будет", - заключил благочинный.

Тема нынешних чтений - "Традиции и новации: культура, общество, личность". Главный упор был сделан на воспитание и образование детей как в общеобразовательной. так и в воскресной школе.

Открыл чтения преподаватель воскресной школы при Андреевском соборе иерей Александр Тиманков, который выступил с докладом "Личность преподавателя в светском и религиозном образовании детей". Отец Александр определил главный конфликт преподавательской деятельности в нынешнее время: с одной стороны, личность преподавателя, который хочет способствовать развитию личностей своих учеников, с другой - образовательные стандарты, которым необходимо соответствовать. "Без стандартов не обойтись, но если руководствоваться только ими, образование будет мертвым, - подчеркнул докладчик. - У учеников, в отличие от учителей, инструкций нет. Что же делать, чтобы взрастить маленьких познавателей мира?" В воскресной школе, подчеркнул отец Александр, гораздо меньше факторов, сдерживающих инициативу преподавателя. Единственное условие, пожалуй: вероучительные предметы не может преподавать человек, не имеющий богословского образования. Поэтому преподавателям воскресных и общеобразовательных школ полезно общаться, делиться опытом, в том числе и на подобных форумах. Особенно важно это взаимодействие в плане преподавания курса ОРКСЭ. Поскольку священнослужители не имеют право преподавать этот предмет в школе, необходимо делиться знаниями и опытом с учителями. "Понятие личности очень важно в образовательной системе. Хотелось бы, чтобы оно совпадало у нас и у вас. У священнослужителей и учителей могут быть мировоззренческие различия, но при этом необходимо искать общий язык", - заключил отец Александр.


С докладом "Роль культурно-образовательного потенциала Санкт-Петербурга в развитии культурологической компетентности педагога ОРКСЭ" выступила Галина Жиркова, преподаватель культурологии университета ИТМО. Галина Петровна отметила, что соображения, высказанные ею в докладе, пригодятся не только преподавателям ОРКСЭ, но и вообще педагогам.

Главный посыл докладчика: Санкт-Петербург - это уникальное культурное пространство, и при преподавании предмета надо использовать это преимущество.

Галина Жиркова напомнила мысль академика Дмитрия Лихачева, что культура - это не только памятники, но и религия, наука, образование, нравственность. Обратила она внимание и на то, что корень слова "образование" - "образ": "Какой образ сформируем, такие и личности вырастут".  Главная цель - побудить ученика к освоению предмета, к тому, чтобы он "пропускал" материал через себя. Надо научить его прочтению текстов культуры, раскодированию смыслов, которые в них заложены. Для этого нужны не только знания, но и соответствующий уровень духовного развития. "Можно, конечно, рассматривать Казанский собор только как архитектурное сооружение, но как мы тогда себя обедним! Чем больше каналов взаимодействия с объектом, тем лучше. Господь дал нам пространство культуры. наш город, наш мир. Какие смыслы мы из него извлечем - зависит от нас", - подчеркнула Галина Жиркова.

Ольга Антипова, директор воскресной школы при храме великомученицы Анастасии Узорешительницы, назвала свой доклад "Синтез христианских искусств как основное средство раскрытия темы на уроках в воскресной школе".

Ольга Викторовна рассказала об уникальном педагогическом опыте коллектива воскресной школы, воплотившемся в создании учебного пособия для детей, которое состоит из DVD, пояснительной брошюры и наглядного пособия-карты под названием "Путешествие в Небесный град Иерусалим". С помощью этих изданий дети постигают смысл Божественной литургии.

Директор воскресной школы при Смоленском храме диакон Сергий Мороко в докладе "Исторический аспект духовного образования в Российской Федерации" обратился к опыту, к сожалению, практически забытого сейчас деятеля на ниве образования - педагога Сергея Рачинского (1833-1902). Сергей Александрович, будучи крупным ученым, профессором Московского университета, создал в своем имении школу для крестьянских детей. Одной из основ образовательного процесса было соединение светских и духовных дисциплин. Дети пели в церковном хоре на двенадцать голосов, читали и разбирали произведения не только Гомера и Шекспира, но и современного им Льва Толстого. Ученики развивались всесторонне: знаменитая картина Николая Богданова-Бельского "Устный счет" изображает как раз урок в школе Рачинского.

К опыту школы Рачинского отец Сергий обратился как к модели, на основе которой можно строить и современное школьное образование. Особенную тревогу, по словам докладчика, вызывает уровень подготовки педагогов по специализации "Основы православной культуры": чтобы преподавать этот предмет, необходимо быть верующим христианином.

Анна Ростошанская, учитель начальных классов школы № 5 Василеостровского района, рассказала об этом учебном заведении, исторически - гимназии Карла Мая. Ныне в школе обучаются самые разные дети, в том числе и из неблагополучных семей. Анна Владиславовна рассказала об изменении в современной системе образования роли учителя: он больше не "транслятор" знаний, выступающий с кафедры, он не противопоставляет себя ученикам, а учится вместе с ними - видеть, слышать, действовать. Она разобрала недостатки школьных учебников, в том числе и по ОПК: информация подается отрывочно, неподготовленный ученик просто не может в ней разобраться и теряет интерес, - и объяснила, как преодолеть недостатки школьного курса в процессе урока. "Важно, чтобы дети делали выводы из усвоенного материала. Пусть они не всегда будут правильными, но надо дать им возможность самим находить решения". Очень важно, по мнению Анны Ростошанской, привить ученикам уважение к чужим убеждениям, ведь в современной школе бок о бок учатся дети из разных семей, исповедующие разные религии и атеисты. "Уважительное отношение к чужим убеждениям, умение вместе работать, находить решения - это и есть культурная среда".

Елизавета Соловьева, преподаватель воскресной школы храма великомученицы Екатерины, рассказала об опыте создания и функционирования на приходе театра для детей.

Методист по образовательным программам Музея-института семьи Рерихов Диана Мельникова посвятила свой доклад иконостасу, созданному для церкви во имя Казанской иконы Божией Матери в Успенском женском монастыре в Перми. Иконы были написаны Николаем Рерихом в стиле новгородской иконописи, автор басмы - Сергей Вашков, архитектор - Владимир Покровский. Иконостас демонстрируется в Музее-институте семьи Рерихов до августа 2016 года.

ИА "Вода живая",
24.11.15