Председатель епархиального издательского совета, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Шуваловском парке игумен Силуан (Туманов) 11 мая прочитал лекцию "Ладан: между золотом и смирной" в доме причта Феодоровского собора. Встреча прошла в рамках лектория "Предание.ру", а также в рамках проекта "Древние тексты в современном мире" - победителя конкурса президентских грантов.
Отец Силуан рассказал, что воскурение ароматических веществ с древнейших времен используется для выражения отношений между Богом и человеком, именуемых жертвоприношением. Есть три этапа жертвоприношения: Бог дает человеку все необходимое для жизни и здоровья; человек в благодарность предлагает Богу, не имеющему ни в чем нужды, невещественный символ этих благ - дым от их сожжения; сам этот дым воспринимается как ответная благодать и защита Богом человека от злых сил, духовных и телесных. Задолго до формирования ветхозаветной обрядности развитые культуры древнего мира использовали каждение благовониями как мирную жертву Богу в попытке снискать Его милосердие.
Ладан иначе называется фимиамом, от греческого глагола θυμιάω, что значит "жгу, курю", и, соответственно, переводится дословно как "воскурение". В Ветхом Завете использование фимиама предписано Самим Богом: Господь повелевает Израилю в числе других приношений истинному Богу преподносить ароматы для благовонного курения (Исх. 25:6), заповедует Моисею сделать кадильницы для стола с хлебами предложения (Исх. 25:29) и особый жертвенник для каждения (Исх. 30:1). Состав фимиама был получен пророком Моисеем от Господа на горе Синай (Исх. 30:34-36).
Вещества, входящие в состав ладана (если речь идет, разумеется, о натуральных ингредиентах), съедобны: не все из них, может быть, приятны на вкус и полезны для здоровья, но ядовитых среди них нет.
Этимология слова "ладан" восходит к древнегреческому λάδανον, в свою очередь заимствованного из арабского lādan - "пахучая смола". В Священном Писании также употребляется слово "ливан", не имеющее никакого отношения к государству Ливан: оно происходит от древнееврейского слова, которое переводится как "быть белым" и указывает на цвет смолы. Существует ошибочное утверждение, что при изготовлении ладана используется смола ливанского кедра. На самом деле смола добывается из нескольких видов деревьев рода босвеллия, это вечнозеленое тропическое дерево, растущее в Аравии и в Африке.
Издревле священные ароматы запрещено использовать дома. В ветхозаветную эпоху за домашнее использование храмовой смеси из четырех веществ полагалась смертная казнь. При этом ароматические вещества по отдельности широко использовались не только как домашние благовония, но и в медицинских целях. В современном мире воскурение благовоний в жилище человека не совершается, каждение осталось исключительно церковной практикой.
Лектор привел слова преподобного Паисия Святогорца о смысле каждения: "Бог имеет нужду в масле и ладане? Нет, но Он приходит в умиление, потому что это приношение, через которое выражается благодарность и любовь человека к Нему. Мы возжигаем его для славословия Богу. Его мы славословим и благодарим за Его великие благодеяния во всем мире. Ладан - это тоже приношение. И после того, как мы, покадив иконы в храме, приносим его Богу и святым, мы кадим и людей - живые иконы Бога".
В переводе на русский язык была приведена молитва священника перед каждением в храме: "Дым каждения Тебе приносим, Христе Боже наш, как аромат благоухания духовного, приняв которое в Свой жертвенник, находящийся выше всех небес, ниспошли нам благодать Пресвятого Твоего Духа" ("Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовнаго, еже прием в пренебесный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа").
В западной Церкви, в отличие от восточной, каждение прижилось не сразу - были слишком памятны смерти мучеников за отказ принести жертву статуе императора: бросить кусочки благовонной смолы в курильницу.
В эпоху атеистических гонений купить ладан было сложно, а сейчас выбор есть. Отец Силуан рассказал, как отличить хороший ладан от подделки, коснулся истории изготовления ладана на Руси, отметив, что многие уникальные технологии и рецепты безвозвратно утрачены, рассказал о изготовлении ладана на Афоне, в Западной Европе и Америке.
В русской культуре упоминание ладана встречается в негативном ключе - достаточно вспомнить поговорку "на ладан дышит" (что означает - плохо себя чувствует, возможно, скоро умрет), песню Александра Вертинского "Ваши пальцы пахнут ладаном". Ладан ассоциируется с погребальным обрядом - это следствие многовекового непонимания текста и смысла богослужения.
По словам лектора, в ответ на каждение в храме достаточно поклониться без крестного знамения, а вертеться вокруг своей оси, поворачиваясь лицом к кадящему, как принято во многих храмах, - странный обычай.
"Вкладывая благовонные кусочки в горящее кадило, будем помнить, что главная задача в жизни христианина - принести в жертву Богу благоухание нашей жизни, жар молитвы и любви", - заключил отец Силуан.
Может ли запах ладана изгонять бесов? "В составе ладана ничего мистического нет, никакая трава или смола бесов изгнать не может, - сказал лектор. - Ладан делает священным молитва Церкви, все дело в силе Божией". На вопрос, является ли непереносимость запаха ладана признаком одержимости бесами, он ответил, что наиболее вероятная причина того, что человеку в храме становится плохо, - проблемы с вентиляцией и невысокое качество используемого ладана. Послы князя Владимира, прибывшие в Константинополь, были язычниками, поклонялись бесам - это не помешало им присутствовать на богослужении в Софийском соборе, запах ладана их не отпугнул.
Слушателям были показаны ароматы из коллекции отца Силуана, в том числе его собственные разработки: в подсобном помещении храма в Шуваловском парке изготавливается 80 сортов ладана. Настоятель заинтересовался его изготовлением еще в период воцерковления, в старших классах, но по-настоящему стал заниматься этим пять лет назад, во время служения в Саранске. Переехав в Санкт-Петербург, познакомился с людьми, имеющими отношение к парфюмерной промышленности, и закупил первые образцы масла.
ИА "Вода живая",
11.05.18
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура
Храм Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых
191036, Санкт-Петербург, Центральный район, ул. Миргородская, 1 B, литер AУпоминания в новостях
30 июня 2024
Вышел журнал "Вода живая" за июль-август
... Материал Наталии Щукиной "Церковь не уничтожить росчерком пера" посвящен книге историка Арсения Соколова "Православная Российская Церковь в эпоху великих потрясений (1917-1918)", которая была представлена в духовно-просветительском центре Феодоровского собора 10 марта нынешнего года ...