В часовне-музее собора Воскресения Христова ("Спаса-на-Крови") 14 октября открылась выставка "Святые лики Санкт-Петербурга". Представлены работы художника Геннадия Манжаева и скульптора Бориса Сергеева. Среди экспонатов - образы юродивых, странников, праведников и новомучеников.
В серии пастельных работ "Святые, блаженные, новомученики и юродивые Христа ради Санкт-Петербурга и его окрестностей" Геннадия Манжаева показана своеобразная эволюция русской святости от блаженной XVIII века Ксении Петербургской до расстрелянного в XX веке митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского).
Борис Сергеев представил образы святых, новомучеников и исповедников в разных материалах. Композиции "Распятие с предстоящими" и "Явление Троицы Александру Свирскому" выполнены в дереве, образ святого Николая Чудотворца - в бронзе, композиция "Свеча Божия" - в камне. Рубленые фигуры святых Георгия Победоносца, мучеников Бориса и Глеба, apхангела Михаила созданы в традициях деревянной скульптуры Русского Севера.
Представлен эскиз мемориальной доски, посвященной священномученику Вениамину, митрополиту Петроградскому и Гдовскому. Доска была открыта в епархиальном управлении в августе 2022 года.
Директор ГМП "Исаакиевский собор" Юрий Мудров отметил, что творчество художника Геннадия Манжаева созвучно устремлениям музея, поэтому они с благодарностью приняли в дар галерею его портретов.
"Выставка подходит нам и тематически, и наполненностью духовной энергетикой. Автор показал и индивидуальность изображенных людей, и время, которое за этим стоит. Деревянная скульптура - это особое явление в русской церковной скульптуры. Обе экспозиции дополнили друг друга", - сказал Юрий Мудров.
Искусствовед Нина Кутейникова отметила, что работы отличает добрый, внимательный взгляд на изображаюмое. В каждом образе есть душевность и петербургская интонация.
Сотрудник ГМП "Исаакиевский собор" Юлия Ушкова сказала: "Искусство художника Геннадия Манжаева поразило тем, что оно живое и современное. Автор реагирует на духовные изменения в себе самом, на события в жизни и стране. Он чуток в ощущении времени и себя. Это рождает разные направления в творчестве: от реализма до авангарда, и разные техники работы: масло, пастель, лоскут и дерево. Отразилось в творчестве и то, что художник прошел долгий путь духовного поиска: от увлечения Востоком до поиска веры. Работы на религиозные сюжеты - это не иконы в привычном смысле, а портреты-образы. Это не только узнаваемые черты портретируемого, но и отражение пути, который он прошел, и тех испытаний, которые выпали на его долю. Используются разные художественные приемы, например акцент на глаза. Ты видишь только глаза, и от них не отвести взгляд, они проникают прямо в душу. На многих работах есть надписи как части композиции, напоминающие неровные обрывки бумаги, на которых из разных тюрем передавали на волю вести от заключенных".
По словам Геннадия Манжаева, духовный путь подобен движению по лестнице вверх: чтобы подняться, надо пройти по каждой ступени, перепрыгнуть через пролет невозможно. Художник понимает святость как преображение человека путем праведной жизни и непоколебимого следования вере.
Борис Сергеев отметил, что когда читаешь жития святых, их образы возникают сами собой. У искусства есть два направления служения - либо вниз, либо вверх, к небесам. Выставка обращается к искусству, которое служит вышнему миру.
Выставка продлится до 6 ноября.
ИА "Вода живая",
14.10.22
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура
Храм Воскресения Христова, «Спас-на-Крови»
191011, г. Санкт-Петербург, наб. кан. Грибоедова, д. 2аУпоминания в новостях
17 октября 2024
"Просветители народов"
5 сентября 2024
Открылась выставка "Реквием по храму"
12 августа 2024
Клирик Македонской Православной Церкви посетил Санкт-Петербург
16 июля 2024
Открылась выставка скульптора Леонида Баранова
12 мая 2024
"Радость о Воскресении"