Кирилло-Мефодиевские чтения, посвященные Дню Славянской письменности и культуры, прошли 4 июня на приходе храма преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище.
Открыл мероприятие доклад клирика храма протоиерея Вячеслава Помаскина "Начало шумерской письменности. Клинопись". Отец Вячеслав рассказал, что клинопись - наиболее ранняя из известных систем письма. Письменность в древней Месопотамии появилась примерно в то же время, что и колесо, и знание о плавке меди. Развитие новых знаний связано с появлением феномена городов. Первыми систему записи создали шумеры, и первоначально она использовалась для счета. Спустя время символы, обозначавшие те или иные предметы и их количество, сложились в устойчивые сочетания, смысл которых постепенно отходил от суммы смыслов картинок: например, знак "птица" вместе со знаком "яйцо" дали сочетание "плодовитость". К 3000 году до нашей эры символические изображения - пиктограммы - и их сочетания стали использовать фонетически, из этих символов составлялись слова, не имеющие порой никакого, даже косвенного, отношения к изображенным предметам. Словарь новой письменности постоянно пополнялся, начертания оттачивались и стандартизировались. Клинописью написаны знаменитые "Законы Хаммурапи", а также литературные произведения - например, "Эпос о Гильгамеше". Начиная со II тысячелетия до нашей эры клинопись распространяется по всему Ближнему Востоку. Постепенно эта система записи вытесняется другими появляющимися к тому времени системами записи языка.
Отец Вячеслав коснулся также истории празднования Дня славянской письменности и культуры. Память святых Кирилла и Мефодия впервые торжественно отметили в 1803 году в Болгарии. В России в 1863 году широко отмечали тысячелетие с момента создания славянской азбуки Кириллом и Мефодием; тогда же Святейшим Синодом было принято решение каждый год особо почитать память святых братьев. В советское время праздник на долгие годы был забыт. В 1985 году отмечалось 1100-летие со дня преставления святого Мефодия. В тот год и возникла современная формулировка праздника - День славянской письменности и культуры. Спустя еще несколько лет, в 1991 году, торжество получило статус государственного. До 2010 года существовала традиция, в рамках которой выбирался российский город, где происходили все торжественные мероприятия, связанные с праздником. Теперь основные праздничные события проходят в Москве.
Прихожанка Милана Гороховская посвятила сообщение житию святых Кирилла и Мефодия. Этих святых чтут в Западной и Восточной Церквах, есть разные источники, повествующие о них. Святитель Московский Макарий впервые в Четьях-Минеях помянул этих святых, используя жития, написанные их учениками - живыми свидетелями - вскоре после описываемых событий. Немногие знают, что Мефодий был старше Кирилла, причем у них была большая разница в возрасте - 12 лет. Кирилл - монашеское имя, в миру подвижника звали Константином. Он прожил недолго, всего 42 года, а Мефодий - 70 лет. Но именно Константин-Кирилл был главным создателем славянской азбуки.
Прихожанка Марина Ержемская в докладе "Создание славянской письменности. Кириллица и глаголица" рассказала, что глаголица и кириллица были миссионерскими азбуками, то есть специально были созданы для просвещения народов. Это не единственные миссионерские азбуки: армянская, коптская, нубийская и другие были созданы раньше, а глаголица и кириллица были как раз последними. В настоящее время, подчеркнула она, большинство ученых склоняются к тому, что глаголица возникла раньше, и именно эта азбука была разработана Константином-Кириллом. Она рассказала о том, что при написании букв глаголицы используются треугольник, круг и крест, и это глубоко символично. Кириллица была разработана уже их учениками, в частности, святым Климентом Охридским.
Марина Ержемская объяснила, почему так важно было создать славянскую письменность. Были попытки записи славянской речи латиницей, греческими буквами, но они не могли отразить оригинальную фонетику. Славянская азбука уникальна тем, что каждая буква отражает один звук. В трактате "О письменах", авторство которого приписывается некоему черноризцу Храбру (сочинение известно с XIV века), подробно описывается, начертание каких букв было позаимствовано из других языков - главным образом, из греческого, а какие были придуманы непосредственно при разработке азбуки. Докладчица рассказала об отпадении некоторых букв: существовали носовые гласные, которые обозначались буквами "юс большой", "юс малый". В настоящее время они превратились в различные буквосочетания, современные школьники отчасти знакомятся с ними, изучая чередования в корне. Твердый и мягкий знак были когда-то редуцированными звуками, и "ер", который превратился у русских в твердый знак, в болгарском языке сохранился доныне.
Коснулась она и первого празднования памяти святых Кирилла и Мефодия в Болгарии в 1803 году, когда страна еще была под османским игом. Болгарам удалось сохранить свою веру и письменность, и этот праздник напоминал им о национальной и религиозной идентичности. Народы, которые находятся под иноземным игом, особенно остро осознают, как для них важен родной язык.
+++
К празднованию Дня славянской письменности и культуры был приурочен 18-й выпуск Свято-Предтеченских катехизаторских курсов при храме Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове, состоявшийся 29 мая.
Секретарь курсов иерей Алексий Бельшов рассказал о создании славянской письменности и ее значении в богослужении. Экскурс в историю помог узнать, как проводились переводы и адаптация византийского богослужения в приграничных областях Византии, какими были первые богослужебные книги на Руси, как велась переводческая деятельность в Киево-Печерской лавре. Особое внимание было уделено миссии равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Настоятель протоиерей Вадим Буренин вручил слушателям свидетельства об окончании курсов и памятные подарки.
"Перед кончиной святитель Кирилл завещал славянским народам не отступать от православной веры, не поддаваться лжеучителям, беречь и хранить православие как зеницу ока. Для этого нужны знания, в том числе полученные на наших курсах. Хочется надеяться, что вы исполните завещание святого, и передадите православное учение о вере детям и внукам" - напутствовал выпускников отец Вадим.
+++
Благочинный Красносельского округа протоиерей Михаил Подолей по приглашению директора школы № 291 Олега Марфина 26 мая принял участие в литературно-историческом классном часе "История славянской письменности".
Пятиклассники рассказали о жизни равноапостольных Кирилла и Мефодия - первых славянских учителях, об истории славянской письменности и первой азбуке.
Отец Михаил поблагодарил учащихся и учителей за интересный рассказ.
"Как бы ни складывалось и ни вмещалось в умы современных людей представление о светском обществе, нельзя разделять образование, просвещение и веру, с которой в нашей жизни связано все, - сказал он. - Первые книги, переведенные на славянский, были из Священного Писания: Евангелие, Апостол, Псалтырь. Равноапостольные братья дали нам возможность славить Бога на родном языке. До них такой возможности не было".
Отец Михаил подарил библиотеке школы пять книг "Закон Божий для семьи и школы" (составитель - протоиерей Серафим Слободской).
Старшеклассников пригласили на экскурсию о воспитании детей в царской семье.
+++
День славянской письменности и культуры в память равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, отметили 24 мая в Свято-Владимирской школе Новодевичьего монастыря.
На празднике выступил ансамбль кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории имени Николая Римского-Корсакова (художественный руководитель - София Тимуск, дирижер - Мария Андрюшина). Студенты исполнили песнопения "Крест хранитель" - болгарский распев 1730-1740 годов, "Апостоли от конец" - демественное многоголосие XVIII века, "Явися Спас" - партесную гармонизацию XVIII века.
"Общество может принять участие в образовании, но дать эти ориентиры ребенку, посвятить его Богу могут только родители, - отметила игумения София. - Эта обязанность возложена на них Богом, они понесут ответственность за должное ее исполнение. Подобно Деве Марии, принесшей Богомладенца Христа в Иерусалимский храм, родители должны совершить посвящение ребенка Богу, с младенчества воспитывая его в церковной жизни. С этого началось становление нашей страны от младенчества к духовной зрелости, когда восхищенным величием византийского богослужения, потрясенным красотой константинопольского храма святой Софии послам князя Владимира открылось небо, и они захотели быть причастниками культуры, в недрах которой было посеяно семя христианской Истины, принесшее столь обильный и ни с чем не сравнимый плод. С этого же начинается и духовное становление каждой семьи, каждого человека. Без духовного воспитания нет посвящения, а без посвящения ребенок - словно потерявшая направление стрела, не знающая ни природы той силы, которой она отправлена в полет, ни цели, к которой она стремится".С приветствием выступил депутат Заксобрания Вячеслав Бороденчик.
После официальной части учащихся ждали интерактивные секции: литературная, художественная, историческая, хоровая. Ребята совершили путешествие в страну славянской письменности и приняли участие в конкурсах, играх, викторинах, творческих мастерских, музыкальных гостиных, уроках красноречия и каллиграфии.
В завершение духовник школы иерей Алексий Красавин в сослужении диакона Кирилла Карася в присутствии игумении Софии, педагогов, учащихся и родителей освятили мозаичную икону "Христос и дети", расположенную на спортивной площадке монастыря, где с радостью проводят время дети богомольцев и учащиеся школы.
+++
В рамках празднования Дня славянской письменности и культуры в воскресной школе Спасо-Парголовского храма 20 мая состоялся вечер "Женские образы в русской литературе". Его участниками стали учащиеся взрослых групп, молодежь и гости.
Ведущие Иван Столяров и Мария Кожевникова отметили, что с привнесением письменности в славянское общество началась подлинная история народа, становление его культуры, в том числе - развитие литературы. Особое место в русской классической литературе занимают женские образы. Ведущие привели слова философа и богослова протоиерея Сергия Булгакова: "Всякий подлинный художник есть воистину рыцарь Прекрасной Дамы".
Протоиерей Александр Зелененко подчеркнул, что самый высокий образ человека - это образ святости. Среди святых - множество жен, некоторые из них прославлены в лике равноапостольных: Мария Магдалина, Фекла Иконийская, царица Елена, просветительница Грузии Нина, великая княгиня Российская Ольга. Особый пример истинной женской красоты являют жены-мироносицы, их главные качества - верность, любовь, преданность Богу и служение. Миро - это благоухание любви, которое они принесли в мир. Именно к этому призвана женщина.
В древнерусской литературе и фольклоре представлено два женских образа: невеста и жена, отметила Валентина Арутюнян. С образом жены связана тема жертвенности, готовности разделить тяготы с избранником. Например, житийный образ Февронии Муромской. С помощью пословиц можно определить, какие женские качества ценились на Руси. Участники назвали особо понравившиеся пословицы: "Добрая жена да жирные щи - другого добра не ищи", "Выбирай жену не в хороводе, а в огороде", "Красотой сыт не будешь", "Не тот счастлив, у кого много добра, а тот, у кого жена верна".
Прошла викторина, посвященная женским образам классической литературы.
Психолог и лектор движения "За жизнь" Елена Жердева говорила о важности целомудрия в жизни женщины, привела в пример женские образы из русской лирики, наделенные данной добродетелью.
Арт-терапевт, психолог и сказкотерапевт Наталья Матвеева познакомила слушателей с понятием женственности и ее основными признаками, дала ценные советы по сохранению в себе женских качеств.
Прозвучали стихи Александра Блока, Сергея Есенина, Роберта Рождественского, Андрея Дементьева. Все собравшиеся пели песни под гитару вместе с Павлом Демченко из молодежного клуба "Парнас православный".
+++
В школе святого цесаревича Алексия при Петропавловском соборе Петергофа 15 мая прошел мастер-класс по изготовлению пряников в форме буквиц славянского алфавита. Его приурочили к отмечаемому 24 мая, в день памяти святых Кирилла и Мефодия, Дню славянской письменности и культуры.
Беседу с презентацией о создании славянского алфавита, святых Кирилле и Мефодии, форме букв двух славянских азбук - глаголицы и кириллицы - провела директор школы Елена Репина. Ученики могли почитать по-церковнославянски и назвать известные им буквы.
После обеда столы в актовом зале составили в круг и замесили тесто для пряников. Каждый получил маленький кусочек, который нужно было вымесить. Тесто было двух видов - белое и шоколадное, чтобы буквицы получились красивее.
Из получившегося теста каждый ребенок слепил буквицу, которая ему досталась по жребию, таким образом, получился целый славянский алфавит.
Пока пряники выпекались, была сделана глазурь, которой полили готовые изделия. Кто-то съел свой пряник сразу, некоторые понесли домой, чтобы угостить близких.
Получился интересный, запоминающийся и "вкусный" урок по закреплению славянского алфавита.
ИА "Вода живая",
04.06.22
Ведущие Иван Столяров и Мария Кожевникова отметили, что с привнесением письменности в славянское общество началась подлинная история народа, становление его культуры, в том числе - развитие литературы. Особое место в русской классической литературе занимают женские образы. Ведущие привели слова философа и богослова протоиерея Сергия Булгакова: "Всякий подлинный художник есть воистину рыцарь Прекрасной Дамы".
Протоиерей Александр Зелененко подчеркнул, что самый высокий образ человека - это образ святости. Среди святых - множество жен, некоторые из них прославлены в лике равноапостольных: Мария Магдалина, Фекла Иконийская, царица Елена, просветительница Грузии Нина, великая княгиня Российская Ольга. Особый пример истинной женской красоты являют жены-мироносицы, их главные качества - верность, любовь, преданность Богу и служение. Миро - это благоухание любви, которое они принесли в мир. Именно к этому призвана женщина.
В древнерусской литературе и фольклоре представлено два женских образа: невеста и жена, отметила Валентина Арутюнян. С образом жены связана тема жертвенности, готовности разделить тяготы с избранником. Например, житийный образ Февронии Муромской. С помощью пословиц можно определить, какие женские качества ценились на Руси. Участники назвали особо понравившиеся пословицы: "Добрая жена да жирные щи - другого добра не ищи", "Выбирай жену не в хороводе, а в огороде", "Красотой сыт не будешь", "Не тот счастлив, у кого много добра, а тот, у кого жена верна".
Прошла викторина, посвященная женским образам классической литературы.
Психолог и лектор движения "За жизнь" Елена Жердева говорила о важности целомудрия в жизни женщины, привела в пример женские образы из русской лирики, наделенные данной добродетелью.
Арт-терапевт, психолог и сказкотерапевт Наталья Матвеева познакомила слушателей с понятием женственности и ее основными признаками, дала ценные советы по сохранению в себе женских качеств.
Прозвучали стихи Александра Блока, Сергея Есенина, Роберта Рождественского, Андрея Дементьева. Все собравшиеся пели песни под гитару вместе с Павлом Демченко из молодежного клуба "Парнас православный".
+++
В школе святого цесаревича Алексия при Петропавловском соборе Петергофа 15 мая прошел мастер-класс по изготовлению пряников в форме буквиц славянского алфавита. Его приурочили к отмечаемому 24 мая, в день памяти святых Кирилла и Мефодия, Дню славянской письменности и культуры.
Беседу с презентацией о создании славянского алфавита, святых Кирилле и Мефодии, форме букв двух славянских азбук - глаголицы и кириллицы - провела директор школы Елена Репина. Ученики могли почитать по-церковнославянски и назвать известные им буквы.
После обеда столы в актовом зале составили в круг и замесили тесто для пряников. Каждый получил маленький кусочек, который нужно было вымесить. Тесто было двух видов - белое и шоколадное, чтобы буквицы получились красивее.
Из получившегося теста каждый ребенок слепил буквицу, которая ему досталась по жребию, таким образом, получился целый славянский алфавит.
Пока пряники выпекались, была сделана глазурь, которой полили готовые изделия. Кто-то съел свой пряник сразу, некоторые понесли домой, чтобы угостить близких.
Получился интересный, запоминающийся и "вкусный" урок по закреплению славянского алфавита.
04.06.22
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Приходы и благочиния
Храм Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове Храм Спаса Нерукотворного Образа в Парголово Храм прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище Собор свв. апп. Петра и Павла г. Петергофа Воскресенский Новодевичий монастырь Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы Свято-Владимирской школы при ... Красносельский округ Санкт-Петербургской епархии Свято-Владимирская школа Воскресенского Новодевичьего монастыря протоиерей Вадим Николаевич Буренин протоиерей Александр Николаевич Зелененко протоиерей Михаил Матвеевич Подолей протоиерей Вячеслав Викторович Помаскин иерей Алексий Валерьевич Бельшов игумения София (Силина) иерей Алексий Александрович Красавин Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси (Гундяев Владимир Михайлович) Равноапп. Мефодия (885) и Кирилла (869), учителей Словенских
Свято-Владимирская школа Воскресенского Новодевичьего монастыря
196084, Санкт-Петербург, Московский район, Московский пр., д. 104Упоминания в новостях
6 мая 2024
В Эрмитаже прошел пасхальный концерт
...
В программе участвовали лучшие хоровые коллективы северной столицы: хор Свято-Владимирской школы Новодевичьего монастыря, хор Рождественского подворья Александро-Свирского монастыря, праздничный хор Новодевичьего монастыря, хор Консерватории и хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии ...
3 марта 2024
"Объятия Божии"
...
За богослужением молились настоятельница игумения София (Силина) с сестрами, настоятельница Константино-Еленинского монастыря игумения Илариона (Феоктистова), настоятельница Староладожского Успенского монастыря игумения Евфросиния (Берлизова), учащиеся Свято-Владимирской школы ...