Памяти Высокопреосвященнейшего НИКОДИМА

Митрополит Никодим

митрополита Ленинградского и Новгородского,

Патриаршего Экзарха Западной Европы,
постоянного члена Священного Синода, председателя Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений, настоятеля Свято-Троицкого Собора Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры.
(1929-1978)

К 20-летию со дня кончины.


“Поминайте наставников ваших,   которые проповедовали вам Слово Божие;  и, взирая на кончину их жизни, подражайте  вере их”.
(Евр. -13,7)

5 сентября 1978 г. в Ватикане, исполняя церковное послушание, отошел ко Господу Высокопреосвященнейший митрополит Никодим. Господь призвал его от временного земного жития в вечность на 49-м году жизни. Спустя 20 лет со времени преставления одного из выдающихся иерархов Русской Православной Церкви ХХ века, молитвенно поминая его имя, осмысляя его жизнь, его служение Богу и людям, его труды, с глубоким почтением принесем венок на его гробницу.

1. Биографический обзор жизни и служения митрополита Никодима.

Митрополит Никодим (в миру Борис Георгиевич Ротов) родился 15 октября 1929 г. в деревне Фролово Кораблинского района Рязанской области. По окончании средней школы он два года обучался в Рязанском педагогическом институте. 17 августа 1947 г. на 18 году жизни, архиепископ Ярославский и Ростовский Димитрий (Градусов (U1956г.)) рукоположил его во диакона. Через два дня, в праздник Преображения Господня, архиепископ Димитрий совершил над ним монашеский постриг с именем Никодим (впоследствии свое монашеское имя митрополит Никодим оформил и как гражданское). Иеродиакон Никодим был причислен к Ярославскому архиерейскому дому. 20 ноября 1949 г. архиепископ Димитрий рукоположил о. Никодима в сан иеромонаха и назначил настоятелем храма в честь Рождества Христова в с. Давыдове Толбухинского района Ярославской области. После этого иеромонах Никодим служил вторым священником Покровского храма в г. Переславле-Залесском, а 7 августа 1950 г. был назначен настоятелем храма во имя св. царевича Димитрия в г. Угличе и благочинным Угличского округа. В январе 1952 г. иеромонах Никодим назначается клириком кафедрального собора в Ярославле и секретарем архиепископа Ярославского и Ростовского, затем ключарем собора и с декабря 1954 г. исполняющим обязанности настоятеля.

Пастырское служение о. Никодим сочетал с богословским образованием.

В 1950 г. он поступает на заочный сектор Ленинградской Духовной Семинарии, затем, по окончании Семинарии, - Ленинградской Духовной Академии, которую окончил в 1955 г.

25 февраля 1956 г. иеромонах Никодим назначается членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, затем заместителем начальника Миссии. 31 марта 1957 г. митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич (U 1961 г.)) возвел о. Никодима в сан игумена с возложением палицы. 25 сентября этого же года игумен Никодим был возведен в сан архимандрита.

В марте 1959 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского (U 1970 г.)) архимандрит Никодим вернулся в Москву и был назначен заведующим канцелярией Московской Патриархии, а 4 июня - одновременно и заместителем председателя Отдела Внешних Церковных сношений (ОВЦС). В этом же году за курсовое сочинение на тему: “История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме” Ученым Советом Ленинградской Духовной Академии архимандриту Никодиму была присуждена ученая степень кандидата Богословия.

Постановлением Святейшего Патриарха Алексия I и Священного Синода от 21 июня 1960 г. было определено: архимандриту Никодиму быть епископом Подольским и Председателем ОВЦС. В субботу 9 июля того же года в Празднование иконы Божией Матери Тихвинской в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры было совершено наречение архимандрита Никодима во епископа. Чин наречения совершали: Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I, митрополит Гор Ливанских Илия (Карам) (Антиохийская Православная Церковь), епископ Сергиопольский Василий (Антиохийская Православная Церковь), епископ Дмитровский Пимен (впоследствии Святейший Патриарх Московский и Всея Руси 1971-1990 гг.), епископ Можайский Стефан (все ныне почившие).

При наречении во епископа архимандрит Никодим произнес речь, в которой в частности сказал:

“... Мне хотелось бы воскликнуть вместе со святым пророком Божиим Иеремией, когда было к нему слово Господне, и он призван был на пророческое служение: “Господи, я не умею говорить, ибо я еще молод”. Но я помню, что в ответ на это воздыхание Господь сказал: “Не говори “я молод”; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. Не бойся... ибо Я с тобою...” (Иерем. -1,6.7.8.). Велико служение пророческое, а епископское выше его, ибо епископ - служитель благодати Нового Завета. На служение Святой Церкви я вступил тринадцать лет назад, когда присно поминаемый мною схиархиепископ Лазарь (Архиепископ Димитрий (Градусов) находясь на покое, в 1956 г. принял схиму с наречением имени Лазаря.) облек меня в иночество. Вся моя сознательная жизнь принадлежит Церкви... “Вся могу о укрепляющем мя Иисусе” (Филип. -4,13), - дерзновенно скажу с апостолом Павлом. Служение епископское тяжело и ответственно. Епископу, по слову пророка, надлежит потерявшуюся и угнанную овцу возвратить, пораженную перевязать, больную укрепить, буйную истребить из стада (Иезек. -34,16). Епископ должен помнить, что от его рук взыщется кровь беззаконника, умершего в беззаконии своем, если он не будет вразумлять и остерегать его от пути его (Иезек. -3,18). Епископ в своем служении должен уподобиться великому в апостолах Павлу, который сказал: “для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я соделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых” (1 Кор. -9,22).

Епископу, как служителю Божию, -а Бог наш есть любовь (1 Ин. -4,16), - подобает иметь сердце, исполненное ко всем той любовью, которая долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется только истине (1 Кор. -13, 4-6).

Воистину невозможно человеку понести таковое служение, если Божественная благодать не восполнит оскудевающие силы и не уврачует немоществующее человеческое естество!

...Святители Божии, усердно прошу вас в предстоящий великий день моей Пятидесятницы, ...вознесите молитвы о мне, да попалит Божественная благодать огнем невещественным грехи моя и да утвердить и укрепит меня, чтобы быть мне на ниве Христовой делателем непостыдным.

Я прошу вас вспоминать меня и потом в ваших святых молитвах, ибо только в молитвах Церкви моя сила и крепость. Только Церковь для меня - столп и утверждение, покров и прибежище.

И еще раз усердно прошу вас, богомудрые иерархи, сотворите о мне молитву, да изобильно вселится в меня сила Христова”.

В день Воскресный 10 июня за Божественной Литургией в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры Святейший Патриарх Алексий I и Преосвященные архиереи, участвовавшие в наречении, совершили хиротонию архимандрита Никодима во епископа Подольского, викария Московской епархии.

28 августа 1960 г. еп. Никодим назначен членом новоучрежденной Комиссии Священного Синода по межхристианским связям.

19 сентября того же года он был назначен Председателем Издательского отдела Московского Патриархата (этот пост он занимал до 14 мая 1963 г.)

6 октября еп. Никодим назначается так же Председателем редакционной коллегии сборника “Богословские труды” и занимает эту должность до 7 октября 1967 г.

23 ноября 1960 г. еп. Никодим назначается управляющим Ярославской епархией.

16 марта 1961 г. Владыка Никодим становится постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви (РПЦ).

10 июня того же года он был возведен в сан архиепископа.

11 июня 1963 г. архиепископ Никодим был награжден правом ношения креста на клобуке.

3 августа он 1963 г. назначен Председателем Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства с возведением в сан митрополита.

4 августа того же года он назначен митрополитом Минским и Белорусским, а 9 октября - Ленинградским и Ладожским. С 7 октября 1967 г. он носит титул митрополита Ленинградского и Новгородского.

Митрополит Никодим возглавлял делегации Русской Православной Церкви (РПЦ) на Всеправославных Совещаниях 1961, 1963, 1964 и 1968 годов. Много потрудился Владыка для провозглашения 10 апреля 1970 г. автокефалии Русской Православной греко-кафолической Церкви в Америке (ныне Автокефальная Православная Церковь в Америке); а так же для провозглашения 10 апреля 1970 г. автономии Православной Японской Церкви.

По предложению митрополита Никодима, изложенному им в специальном докладе на Поместном Соборе Русской Православной церкви (РПЦ) 1971 г., отцы Собора определили упразднить клятвы, наложенные Московскими Соборами 1656 и 1667 г.г. на старообрядцев, и считать эти клятвы яко не бывшие.

15 апреля 1970 г. В Московской Духовной Академии (МДА) состоялась защита митрополитом Никодимом диссертации на соискание степени магистра Богословия на тему: “Иоанн XXIII, папа Римский”. Решением Ученого Совета МДА митрополиту Никодиму была присуждена ученая степень магистра Богословия. Следует отметить, что в июне 1963 г. Митрополиту Никодиму была присуждена степень доктора Богословия “honoris causa” (гонорис кауза) Пражского Богословского факультета имени Яна Амоса Коменского; в том же месяце он был избран почетным членом МДА. В ноябре 1967 г. в Вифанской семинарии (США) ему был вручен почетный диплом.

Митрополит Никодим был Председателем Комиссии по подготовке и проведению празднования 60-летия восстановления патриаршества в Российской Православной Церкви (РПЦ) (1977г.) и он же председательствовал на торжественном заседании, посвященном этому знаменательному юбилею. Это было последнее участие митрополита Никодима в праздновании выдающихся событий нашей Церкви.

6 февраля 1975 г. Ученый Совет Ленинградской Духовной Академии (ЛДА) заслушал рецензии на пятитомный “Сборник сочинений” митрополита Никодима:

т.-1 - Послания к пастве и речи при вручении жезла;

т.-2 - Речи, доклады и выступления, связанные с событиями в жизни Московского Патриархата; выступления на Всеправославных собраниях и в Поместных Православных Церквах;

т.-3 - Экумена (доклады и выступления);

т.-4 - Богословские доклады и статьи;

т.-5 - Доклады и выступления в Христианской Мирной Конференции и на разных миротворческих собраниях.

Оба рецензента высоко оценили литературные труды митрополита Никодима. Было подчеркнуто, что все произведения автора отличаются широтой диапазона в раскрытии исследуемых вопросов, а его богословские концепции, взгляды и суждения свидетельствуют об огромной эрудиции и высоком уровне его богословского потенциала. Рассмотренные труды отличаются разнообразием содержания и глубиной богословской мысли. Некоторые из них имеют значение учебной литературы для духовных школ. Совет ЛДА постановил присвоить митрополиту Никодиму ученую степень доктора Богословия “honoris causa”.10 февраля 1975 г. Святейший Патриарх Пимен утвердил это постановление 7 марта того же года в Ленинградской Духовной Академии (ЛДА) состоялось вручение митрополиту Никодиму диплома доктора Богословия “honoris causa” Варшавской Христианской Академии. Таким образом были отмечены выдающиеся заслуги Владыки Никодима в экуменической и миротворческой деятельности Варшавской Академией. Почетной докторской степени он был удостоен Софийской Духовной Академией имени святого Климента Охридского.

Митрополит Никодим являлся автором нескольких Последований святым угодникам Божиим.

Получившие с 1958 г. развитие отношения Московского Патриархата с Всемирным Советом Церквей (ВСЦ) в ноябре 1960 и марте 1961 г. завершились переговорами о вступлении нашей Церкви во ВСЦ. На Третьей Ассамблее Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) в Нью-Дели в ноябре-декабре 1961 г. архиепископ Никодим возглавил делегацию Российской Православной Церкви (РПЦ). На этой Ассамблее наша Церковь была принята в члены Всемирного Совета Церквей (ВСЦ), а архиепископ Никодим избран членом его Центрального Комитета. На III, IV и V Ассамблеях Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) он возглавлял делегации Российской Православной Церкви (РПЦ). С 1961 по 1975 г. он состоял членом Центрального и Исполнительного Комитетов ВСЦ. В 1975 г. На V Ассамблее ВСЦ в Найроби митрополит Никодим был избран одним из президентов Всемирного Совета Церквей.

Исполняя заповедь Господа Иисуса Христа о миротворчестве (Мф. -5,9), митрополит Никодим много потрудился для становления и развития Христианской Мирной Конференции (ХМК). На I-V Всехристианских Мирных Конгрессах он возглавлял делегации Российской Православной Церкви (РПЦ). Митрополит Никодим был последовательно членом Рабочего комитета Христианской Мирной Конференции (ХМК), вице-президентом, председателем коллегии вице-президентов, председателем Комитета продолжения работы Христианской Мирной Конференции (ХМК) и, наконец, на IV Всехристианском Мирном Конгрессе в октябре 1971 г. был избран президентом Христианской Мирной Конференции (ХМК). На V Всемирном Мирном Конгрессе (ВМК) в июне 1978 г. митрополит Никодим был избран почетным президентом Христианской Мирной Конференции (ХМК).

Удивительная плодотворная работоспособность и выдающиеся заслуги митрополита Никодима неоднократно были отмечены Священноначалием Русской Православной Церкви дарованием ему высших иерархических отличий. 12 апреля 1970 г. он был удостоен права ношения второй панагии; 17 июня 1971 г. - права служения с предносным крестом. Он был награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира I степени. Его деятельность была отмечена орденами многих Поместных Православных Церквей.

Митрополит Никодим активно участвовал в работе светских миротворческих организаций. Он являлся членом Правления Союза Советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами, членом Советского Комитета за европейскую безопасность и сотрудничество в Европе, имевшей место в Брюсселе в июне 1972 г. Его патриотическая и миротворческая деятельность отмечена наградами Советского Комитета защиты мира, Советского Фонда мира. Всемирный Совет Мира наградил его юбилейной медалью. Он награжден так же золотой медалью Отто Нушке, государственными орденами Греции, Ливана, Югославии.

Огромная нагрузка, повышенная ответственность, активная многоплановая деятельность митрополита Никодима неблаготворно сказывались на его здоровье. В 1972 г. он перенес инфаркт, после чего, согласно прошению был освобожден от должности Председателя ОВЦС. Хотя состояние здоровья Владыки продолжало ухудшаться, тем не менее, с 3 сентября 1974 г. он принял на себя должность Патриаршего Экзарха Западной Европы.

В 1975 г. Последовал пятый инфаркт. Согласно медицинскому заключению необходимо было сократить объем работы и служебной занятости. Опираясь на помощь помощников, Владыка продолжал интенсивно участвовать в экуменической и миротворческой деятельности, управлял Ленинградской и Новгородской епархиями, Западноевропейским Экзархатом, имея постоянную заботу о Ленинградских Духовных Школах.

В последние годы жизни, невзирая на недуги и немощи, Владыка Никодим неизменно участвовал в богословских собеседованиях, вел большую переписку.

5 августа 1978 г. он совершил на петербургской земле последнюю Божественную Литургию в Свято-Троицком храме в празднование иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радосте”.

7 августа в связи кончиной Папы Павла VI (U 6 августа 1978 г.) от Московского Патриархата на его погребение была направлена делегация, главой которой был митрополит Никодим. В субботу 12 августа, он вместе с представителями других Поместных Церквей присутствовал на отпевании Папы Павла VI.

Согласно определению Священного Синода от 29 августа, состав делегации от Русской Православной Церкви должен был присутствовать 3 сентября на интронизации нового Предстоятеля Римско-Католической Церкви Папы Иоанна Павла I.

2. Кончина и погребение митрополита Никодима.

5 сентября 1978 г. в 10 часов утра новоизбранный Папа Иоанн Павел I (U 29 сентября 1978 г.) принял делегацию Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Никодимом. После приветствий, во время беседы у митрополита Никодима резко упала деятельность сердца, и сразу же были приняты все необходимые меры скорой медицинской помощи. Однако медицина оказалась бессильной, сердце Владыки остановилось. Господь призвал от мира сего Своего Служителя. Предстоятель Римской Церкви сотворил молитву о почившем святителе, после чего тело Владыки было перенесено в храм во имя св. Анны в Ватикане. Архимандрит Лев (Церпицкий) (Ныне архиепископ Новгородский и Старорусский. )облачил почившего в архиерейские одежды и совершил заупокойное богослужение. В соответствии с существующими правилами гроб с телом митрополита Никодима был установлен в цинковый, а затем в дубовый гроб.

7 сентября из Москвы в Рим вылетела делегация в составе митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, митрополита Минского и Белорусского Антония (U  1986 г.) и архиепископа Выборгского Кирилла ( Ныне митрополит Смоленский и Калининградский. ), и других представителей РПЦ. По прибытии члены делегации совершили у гроба почившего святителя панихиду. Затем они были приняты Папой Иоанном Павлом I, который взволнованно рассказал им о кончине иерарха Русской Церкви.

8 сентября гроб с телом митрополита Никодима специальным самолетом был доставлен в город на Неве и был встречен с любовью, почитанием и слезами многотысячной осиротевшей и опечаленной его паствой, собравшейся в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Под перезвон колоколов гроб был внесен в собор и установлен перед солеей на особом возвышении. На гроб была возложена митрополичья мантия и белый клобук. Десятки венков были установлены у гроба.

Вечером в соборе было совершено заупокойное богослужение, которое возглавил митрополит Ювеналий.

9 сентября в город на Неве прибыли Святейший Патриарх Пимен, постоянные члены Священного Синода, многие архиереи Российской Православной Церкви (РПЦ), многие зарубежные церковные и религиозные деятели, Они собрались для того, чтобы отдать последний долг и проводить в последний путь митрополита Никодима.

10 сентября в Свято-Троицком соборе была совершена Божественная Литургия, которую совершили митрополит Ювеналий, архиепископ Курский и Белгородский Хризостом (ныне Виленский и Литовский), архиепископ Выборгский Кирилл, епископ Тульский и Белевский Герман (ныне архиепископ Волгоградский и Камышинский), епископ Архангельский и Холмогорский Исидор (ныне архиепископ Краснодарский и Новороссийский) в сослужении множества клириков. За литургией молились Патриарх Пимен и собор архиереев.

Согласно завещанию почившего митрополита Никодима, отпевание совершено было по монашескому чину, которое возглавил Святейший Патриарх Пимен в сослужении Блаженнейшего Митрополита Пражского и всей Чехословакии Дорофея, Архиепископа Карельского и всей Финляндии Павла (ныне почивший), а также постоянных членов Священного Синода Русской Православной Церкви, других прибывших архиереев и сонма духовенства. На погребение митрополита Никодима прибыла делегация Римско-Католической Церкви, которую возглавил председатель Секретариата по содействию христианскому единству Иоанн, кардинал Виллебрандс, архиепископ Утрехтский и Примас Голландии. Всемирный Совет Церквей (ВСЦ) представляли его президент архиепископ доктор Олоф Сандби и доктор Конрад Райзер, заместитель генерального секретаря Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) , Христианскую Международную Конференцию (ХМК) - ее президент епископ доктор Кароли Тот. Присутствовали представители и других всемирных и региональных экуменических, миротворческих, религиозных и общественных организаций. Свято-Троицкий собор не мог вместить всех, пришедших отдать молитвенный долг почившему святителю.

Перед отпеванием Патриарх Пимен произнес надгробное слово, в котором отметил обширные и плодотворные труды митрополита Никодима в его архипастырском служении, а так же его экуменическую, миротворческую и патриотическую деятельность. После пения “Непорочных” слово произнес кардинал Иоанн Виллебрадс, который являлся свидетелем кончины митрополита Никодима, в частности он сказал: “...Во вторник 5 сентября Папа принимал некоторые из делегаций. Первым из тех, кто должен был быть принят, был в 9 часов 30 минут утра митрополит Никодим. Я сам лично встретил его в Ватикане и проводил в личную библиотеку Папы. Митрополит был усталым, все утро и пред тем, как войти к Папе, он принимал лекарства. В этом ему, по сыновнему, помогал архимандрит Лев. Папа и митрополит приветствовали друг друга и по-братски заключили друг друга в объятия. Митрополит выразил пожелания от имени Его Святейшества Патриарха Пимена, от имени Священного Синода и всей Российской Православной Церкви (РПЦ) долгого понтификата, благословленного Господом на благо Церкви и всего мира. Затем он выразил надежду, чтобы сближение между нашими Церквами, так хорошо начавшееся во время правления Пап Иоанна XXIII и Павла VI, продолжалось и приносило плоды, для того чтобы мы по воле Господа нашего и Его благодати пришли к тому единению, тому совершенному общению, о котором молился Христос перед Своей смертью. И пусть любовь Господа и Его Церкви, которой так преданы мы, пусть она двигает нас к этому делу единства христиан.

Папа поблагодарил митрополита за его пожелания и, со своей стороны, попросил передать его наилучшие пожелания здоровья и плодотворных трудов Его Святейшеству Патриарху Пимену на благо всей Российской Православной Церкви (РПЦ)... После слов Папы митрополит и Папа сели. В этот момент вошел архимандрит Лев и был представлен митрополитом Папе. Папа сказал ему несколько слов, которые митрополит слушал улыбаясь. Едва закончилась эта короткая беседа, как я увидел, что лицо митрополита побледнело, затем он стал сползать со своего кресла на ковер, испустив глубокий вздох. Папа и я, оба потрясенные, приблизились к нему. Папа вызвал врача. Мы положили митрополита в более удобное положение, подложив под его голову подушку. Прибежавший архимандрит Лев проверил пульс и стал выслушивать стетоскопом биение сердца. Митрополит еще два раза испустил глубокий, безболезненный вздох. Вошел врач, он сделал массаж сердца и укол. Тогда, Папа, я, архимандрит Лев и переводчик отец Арранц опустились на колени, и Папа стал читать отходные молитвы, на которые мы отвечали. Папа также прочитал молитву об отпущении грехов. Врач, закончив последний массаж и контроль, смог лишь констатировать смерть. Это была остановка сердечной деятельности...

Немедленно пришел кардинал государственный секретарь, он помолился над телом и дал распоряжения о перенесении смертных останков в приходской храм Града Ватикана во имя святой Анны. Архимандрит Лев, подавляя свою боль, предпринял все необходимые распоряжения и занялся облачением тела в богослужебные одеяния согласно правилам Православной Церкви для помещения тела посреди храма... Обстоятельства нашей жизни и нашей смерти не являются результатом какого-либо случая, они являются волей Провидения. И нам предстоит распознать и воспринять их глубокое и таинственное значение. Печать широко откликнулась на эту кончину, называя митрополита одним из величайших исторических личностей современного экуменизма. И это я могу подтвердить, лично зная митрополита и в результате той христианской дружбы, которая связывала нас. Его любовь к Христу и к Церкви побуждала его к стремлению к единству, он прилагал неутомимые усилия для того, чтобы познакомить нас, католиков, с богословскими, духовными и историческими богатствами Православной Церкви и, в частности, Русской Православной Церкви, верным и любящим сыном и служителем которой он всегда был.

Проблемы, связанные с единством всех верующих во Христа, стоят превыше нашего понимания. Единство Церкви зависит от ее тайны. Здесь мы следуем пути Господа нашего, готовившегося к Своим страданиям и Своей смерти через молитву, и через молитву к единству. Митрополит скончался, исполняя миссию единства.

Он не только познакомил нас со своей Церковью, но, поскольку он глубоко любил свою Родину, он познакомил нас еще больше с русским народом и его душой.

Церковь является народом Воскресшего. Нам известны слова Господа: “ Я есмь Воскресение и Жизнь”. После смерти Христа смерть является уже не отнятием жизни, а скорее изменением и преображением, через которое мы принимаем участие в славе Господа Воскресшего, в Царствии Бога, Отца, Сына и Святого Духа...”.

По шестой песни канона прощальное слово произнес митрополит Ювеналий. Глубокой скорбью была исполнена его речь. Он отметил, прежде всего, исключительные заслуги почившего святителя в архипастырском окормлении епархий, которые были вверяемы его управлению, а также его великие заслуги в патриотическом, миротворческом и экуменическом служении.

По прочтении Евангелия разрешительную молитву прочитал настоятель русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон архимандрит Авель.

В конце отпевания к молившимся обратился ректор ЛДАиС, архиепископ Выборгский Кирилл. Он отметил самое важное, принципиальное в жизни преставившегося митрополита Никодима. Этим главным, центральным и существенным являлась простая, открытая вера в Господа Иисуса Христа.

Затем Патриарх Пимен прочитал стихиры преподобного Иоанна Дамаскина на последнее целование. После прощания с почившим митрополитом Никодимом, присутствующие архиереи обнесли гроб с телом Владыки вокруг собора при пении ирмосов Великого канона “Помощник и Покровитель” и Трисвятого.

Согласно завещанию, митрополит Никодим был погребен на братском (Никольском) кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. У места вечного упокоения была отслужена лития, и гроб с телом почившего иерарха был предан земле, после чего была совершена еще раз лития, и над могильным холмом установлен дубовый восьмиконечный крест.

После погребения в помещениях ЛДАиС состоялась поминальная трапеза, в зале был установлен портрет безвременно почившего архипастыря. Официальные представители произнесли речи в память усопшего. Было оглашено множество телеграмм с выражением сочувствия и соболезнования от религиозных деятелей всего мира в связи с кончиной митрополита Никодима. Поминальная трапеза завершилась пением “Вечной памяти”.

3. Богословское, церковное и экуменическое значение личности митрополита Никодима.

Присутствующий на отпевании митрополита Никодима епископ доктор Кароли Тот (Венгрия), президент ХМК сделал доклад, посвященный почившему святителю , в Праге 2 октября 1979 г. В своем докладе автор дал высокую оценку деятельности митрополита Никодима: “Под влиянием Папы Иоанна XXIII митрополит Никодим любил называть свои усилия, направленные на укрепление Церкви, “русским аджорнаменто”... Он недаром обращался к работам выдающихся русских богословов прошлого и начала нынешнего века, а именно знаменитого митрополита Московского Филарера (Дроздова), бывшего одним из замечательных богословов своего времени, а так же профессоров В.В. Болотова и протоиерея Павла Светлова. Тогда как основное внимание митрополита Филарета привлекало соотношение русской культуры и Церкви, профессор Болотов обращался в основном к вопросу диалога с неправославными, а профессор протоиерей Павел Светлов занимался вопросом о социальной ответственности Церкви и верующих. В связи с проблемой обеспечения преемственности богословской традиции митрополит Никодим обратился к анализу, исследованию и обработке материалов по истории Церкви после октябрьской революции. Эта работа тем более значительна, что подобную грандиозную задачу не ставил перед собой еще ни один из ныне живущих в Советском Союзе историков Церкви...

Широко известно, как предан он был церковному богослужению, какой энтузиазм он проявлял в этом отношении, как охотно он при любой возможности участвовал в литургическом празднестве или сам возглавлял его. Он был автором многих замечательных молитв для богослужебного употребления. В этом отношении для него серьезным являлся вопрос о том, как использовать современный русский язык в богослужебной практике, т.е. каким именно образом там, где это возможно, наряду с церковнославянским языком, на котором и по сей день, совершаются богослужения в Русской Церкви, употреблялся бы и современный русский язык. Образцом для него здесь служил митрополит Московский Филарет, писавший еще в прошлом веке о том, что Российская Православная Церковь (РПЦ) не может лишать русский народ возможности слушать Слово Божие на современном, понятном языке, тогда как это соответствует учению отцов Церкви, духу Восточной Кафолической Церкви и духовным потребностям православного народа...

Хотя сам митрополит Никодим перевел на современный русский язык немало чинопоследований, до их повсеместного введения дело не дошло; правда, митрополит Никодим делал пробные попытки их использования в храме Духовной Академии и в Троицком соборе (в городе на Неве).

Большое значение придавал митрополит Никодим проповеди Слова Божия. Он придерживался мнения, что проповедь Слова Божия составляет неотъемлемую часть православного богослужения. Проповедь, однако, не должна состоять из простого сухого перечисления истин веры, а должна представлять собой личное свидетельство о Христе Иисусе. Сам он проповедовал за каждой службой, которую он возглавлял. Основными чертами его проповедей были простота и христоцентризм, - обращенность к тайне Воплощения, вочеловечения Бога Слова. “Прочной основой нашего благовествования является Воплощение Сына Божия, в нем находим мы и смысл нашей жизни”, - сказал он в одной из своих проповедей. Постоянно звучали в его проповедях темы примирения Бога и человека, тайны Царства Божия, Церкви как Тела Христова. В другой своей проповеди он говорил, что в Церкви Христос заложил крепкую основу Царства Божия и заповедал Своим ученикам продолжать свое служение в мире, т.е. осуществление Царства Божия в мире, начаток которому положил Он Сам и которое уже осуществилось “внутрь нас” (Лк. -17,21), должно охватить всю сферу человеческих отношений и человеческой жизни. Для его проповедей характерны простые и ясные формулировки, изложение важнейших учений христианской веры, внимание, уделяемое этическим требованиям.

Важную часть “русского аджорнаменто” составляет воспитание молодого поколения священнослужителей. Широко известно, насколько живо интересовался митрополит Никодим этим вопросом, как он постоянно уделял ему внимание. Во многих своих выступлениях в академии он говорил об ответственности священника. Церкви нужны дисциплинированные, требовательные к себе священнослужители. Когда прихожане видят, что пастырь стремится господствовать над стадом (1 Петр.-5,3) или же он отличается самодовольством и самоуверенностью, или когда поведение пастыря небезупречно, тогда в приходе пробуждается подозрительность и недоверие по отношению к священнику. Однако когда пастырь смотрит на себя как на стража дома Божия, то не замедлят последовать и успехи в пастырском служении.

В отношении воспитания пастырей он неоднократно подчеркивал, что священнослужитель должен быть безупречным и верным служителем Иисуса Христа, но одновременно верным сыном своего народа и своей родины. Он постоянно говорил студентам, готовящимся к принятию сана, о трудностях священнического служения...

Митрополит Никодим придерживался со всей строгостью иерархического принципа, принятого в его Церкви, но в тоже время, следуя духу истиной соборности, стремился создать некую общину из подчиненного духовенства и своих сотрудников...

Тесная связь между духовным и земным, духовным и светским непрестанно занимала митрополита Никодима... При этом его богословская мысль идет таким путем, используя следующие аргументы: вера в Провидение Божие и прогресс не противоречат друг другу. В этом утверждении он опирается на отцов Церкви, в особенности же на блаженного Августина, говоря о том, что скрытые знаки благодати и милосердия Божия присутствуют и в области земного: “За пределами “града Божия” происходит также постепенное обновление мира, состоящее в созидании сокровенных элементов Царства Божия, на основе рассеянных среди “земного града” и зреющих в нем “семян” истины и добра. Процесс этот имеет преимущественно этический характер и имеет основание главным образом в том факте, что и после грехопадения в человеческой природе сохранились многие черты нетленного образа Божия и осталось врожденное стремление к совершенствованию”.

Другим основанием, на котором зиждется общественная ответственность, является торжествующая вера в Воскресение Христово. Христианский оптимизм есть оптимизм Воскресшего Христа, ожидание Его славного второго пришествия... Естественно, митрополит Никодим знает и о реальности греха и зла. Но, как и у всякого настоящего православного богослова, у него общественное служение христиан, реальность греха и зла - все это подчинено космическому видению мира, в котором общественное служение христиан неотделимо от евхаристического динамизма литургии, и таким образом социальное служение (диакония) становится не чем иным, как литургией после Литургии. В такой перспективе реальность греха усматривается не только в несправедливых структурах общества, но и в грешниках, и она обладает космическим измерением, выходящим за пределы человечества и истории (Еф.-6,12). Человеческая жизнь - не только в индивидуальном, но и в общественном, и во всемирном масштабе есть не что иное, как борьба между силами зла и мощью добра во Христе. Всевозможным видам христианского пессимизма противостоит упование на Сына Божия. “Отрицательный опыт человечества убеждает нас в том, что греховная деятельность людей может привести мир к катастрофе. Из этого надо вывести диалектическое следствие, подтверждаемое так же и опытом, что с помощью Божией деятельность добра будет в состоянии избавить мир от катастроф”. Поэтому человек есть не кто иной, как соработник Божий, помогающий осуществить конечную цель истории, как она дана в виде откровения во Христе...

Исходя из этого, можно понять готовность митрополита Никодима к диалогу и сотрудничеству. В этом отношении он придерживался такого мнения: “Наша эпоха - эпоха диалога, не только эпоха сосуществования, но и тесного сотрудничества”...

Патриотизм митрополита Никодима был основан не только на сознании общественной ответственности христианской веры. Он знал и любил русскую историю и высоко ценил прошлое и богатое культурное наследие своего народа...

Особенно интересно отметить, как чутко православные, и в частности митрополит Никодим, реагировали на все авторитетные высказывания со стороны экуменического движения, касающиеся экклезиологии ( экклезиология - учение о Церкви ) этой организации. “Совершенно ясно, что орган, созданный Церквами, и собрание их представителей ни в коем случае нельзя равнять с самими Церквами” ( митрополит Никодим. Православная Церковь в экуменическом движении, с-266 (на англ. яз.) )....

Митрополит Никодим неоднократно высказывал мнение, согласно которому единство Церкви может быть обретено только на основе апостольского Предания, сохраненного и выражаемого неразделенной Древней Церковью. Без возвращения к вере Древней неразделенной Церкви единство невозможно...

Все церкви должны сопоставить свое учение с учением древних Соборов и иметь мужество исправить исторические ошибки. Все церкви должны сопоставить свои символические книги и исповедания веры с учением первых семи Вселенских Соборов и отделить догматические истины от богословских мнений, т.е. они должны в соборном единомыслии устранить исторически обусловленные неточности и преувеличения, которые могли быть полезными до определенного периода, в настоящее же время стали препятствиями...

Следует сказать о миротворческой деятельности и соответственно о богословском обосновании этого служения митрополитом Никодимом... В его понимании выявляется библейская основа мира во всем мире, как примирение между Богом и человеком. Прежде всего, это означает восстановление союза с Богом, разрушенного грехопадением человека. Кровью Христовой на Кресте земное вновь примирено с небесным (Кол.-1,20). Задача христиан состоит в первую очередь в том, чтобы достигнуть внутреннего мира, мира душевного и сердечного. Но дело при этом заключается не только в том, чтобы дать им возможность наслаждаться этим состоянием. Как посланцы примирения, христиане, с одной стороны, призваны созывать людей для примирения с Богом; с другой стороны, они, согласно учению Нового Завета, должны быть в мире миротворцами... В поисках богословского основания для миротворческой деятельности митрополит Никодим в первую очередь ссылается на Священное Писание. Учение Священного Писания представляет собой надежную, недвусмысленную и достаточную основу для миротворческой деятельности христиан. Митрополит Никодим постоянно подчеркивал, что для христиан мир внутренний и мир внешний нераздельны, а в последнее время он начал даже разрабатывать свое собственное богословие мира: “ Церковь есть соль миру, Церковь присутствует в мире как закваска”... Помимо Священного Писания он часто ссылается и на отцов Церкви...

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что все сказанное о богословском, церковном и экуменическом значении личности митрополита Никодима носит слишком отрывочный характер... Одно несомненно - его широкий универсализм является плодом Православного Богословия...

Сделанное митрополитом Никодимом для дела мира и единства христиан оказалось бы невозможным без его глубокой укорененности в жизни своей Церкви...

Личность митрополита Никодима характеризовалась предельным динамизмом, внутренней свободой, открытостью современности и человеческим реализмом”.

4. Упокой, Боже, раба Твоего и всели его в раю, где сонмы святых и праведники сияют, как светила.

Отошел в вечность Ангел ( Откр -1,20 ) нашей епархии, ревностный архипастырь, богослов, защитник Православной веры и Церкви, миротворец - митрополит Никодим. Миссионерское служение многопланово и многообразно, но во все времена миссионерство имело в своем основании искреннюю любовь к Господу Иисусу Христу, ревность по Боге и желание самоотверженно совершать это служение во Имя Господне, продолжать дело Божие на земле до смерти. Владыка Никодим совершал миссионерское служение как в нашей стране, когда атеизм являлся государственной идеологией, так и во всемирном масштабе, свидетельствуя о Святом Православии.

Сегодня невозможно объективно, в полноте оценить служение и деятельность почившего святителя. Верные чада Православной Церкви, кто являлся очевидцем и свидетелем жизни и служения митрополита Никодима, и те, кто никогда в жизни не видели Владыку, чтут светлую его память и творят молитву о упокоении его души. Однако, есть и те, кто поношает его имя, пытаясь бросить тень на его служение и посеять сомнение в сердцах и умах православных верующих, стремится внести разделение в Церковь Божию. Им есть смысл обратится к Святому Евангелию и еще, и еще раз открыть для себя притчу Христа Спасителя о пшенице и плевелах (Мф. - 13,24-30) и определиться: являются ли они сегодня верными чадами Русской Православной Церкви?

В лице приснопамятного святителя верующие во Христа имели пример истинной веры, пример следования за Христом, пример истинной церковной жизни. Люди доброй воли знали его как мудрого и убежденного поборника мира, бескомпромиссного ко всякому злу и насилию. Митрополит Никодим в своей жизни, как мне видится, выполнял заветы ап. Павла: “духа не угашайте” (1Фес. -5,10), “духом пламенейте, Господу служите” (Рим. -12,11).

Архипастырское служение Владыки Никодима составляет яркий пример в истории Русской Православной Церкви, - период богатый различными событиями и раскрывающий многогранный духовный опыт русского Православия. Он любил, хранил и делился духовными богатствами и традициями Святого Православия, учил словом, всей своей жизнью и трудами любить Бога, Церковь и всякого человека, встречающегося на жизненном пути, поэтому его деятельность является проповедью и свидетельством жизни во Христе, его труды как архиерея, как богослова, как миротворца - достояние истории и наследие, как вообще Вселенского Православия, так и, в частности, нашей Церкви.

Когда неординарный, выдающийся человек является современником, он становится примером для подражания, он излучает свет и тепло. Когда же он уходит из этого мира, его называют “великим”, но оставшимся в живых становится по-человечески сиротливо, пасмурно и прохладно. И только христианское восприятие смерти дает возможность общения и по исходе из жизни временной. Смерть уничтожает преграды, невольно возникавшие между людьми в их земном бытии, но она оставляет духовную связь, молитвенную связь, не знающую никаких преград, ни временных, ни пространственных.

Новозаветное откровение через апостола Иоанна свидетельствует, что “Бог есть любовь” (1Ин. -4,8) и призывает любить друг друга Божией любовью, а через ап. Павла утверждает, что “любовь никогда не перестает” (1Кор. -13,8). Митрополит Никодим был преисполнен Божией любовью, и мы, живущие сегодня, можем любить Владыку и продолжать подвиг христианской любви.

Согласно Слову Божию, почивший святитель остается живым, потому что “Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы” (Лк. -20,38). И сегодня его немеркнущий образ является вдохновляющим примером служения Богу, Церкви, Родине, людям. Соприкоснувшись с биографией и деятельностью митрополита Никодима, остается только удивляться тому бесспорному факту: сколько за свою жизнь успел сделать этот уникальный человек и выдающийся иерарх! Он ушел от нас в день Отдания праздника Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, в этот же день совершается память священномученика Иринея, епископа Лионского (202 г.), в расцвете сил, накануне своего 49-летия, в последние дни уходящего года по церковному календарю.

Вознесем свои посильные молитвы о упокоении души Приснопамятного Преосвященного митрополита Никодима “в селениях праведных” и пусть эти молитвы никогда не иссякают и не прекращаются. Он просил молитв Церкви, а значит и наших молитв. Будем просить Господа, чтобы Он даровал почившему Владыке участь с теми, кто в Новом Завете именуется “званными” и “избранными”

Имя в Боге почившего Преосвященного навсегда останется бесконечно близким, дорогим и незабвенным для Церкви Христовой и верных Ее чад. Вечная память и вечный покой да будут Вашим уделом, дорогой Владыка! Не оставляйте и нас, путников земли в Ваших святых молитвах!

Архиерейство Твое, да помянет Господь Бог во Царствии Своем!

Священник Николай Пашков,
кандидат Богословия.
Санкт-Петербург, август 1998 г.

 

Примечания

  1. Архиепископ Димитрий (в схиме Лазарь (некролог)), ЖМП, 1956, №6, с -8.
  2. Епископ д-р Кароли Тот. Богословское, церковное и экуменическое значение митрополита Никодима, ЖМП, 1980, №6, с - 54-61.
  3. Наречение и хиротония архимандрита Никодима (Ротова),
  4. ЖМП, 1960, №8, с -15-18.
  5. Памяти Выскопреосвященнейшего Никодима, митрополита Ленинградского и Новгородского, Патриаршего Экзарха Европы, ЖМП, 1979, №4 с -25-30.
  6. Симон (Новиков), доц-архим. Магистерский диспут в Московской Духовной Академии, ЖМП, 1970, №7, с -39-41.
  7. Чествование митрополита Никодима в Ленинградской Духовной Академии, ЖМП, 1975, №9, с -16.