ПРАЗДНОВАНИЕ 200-ЛЕТИЯ ЕДИНОВЕРИЯ В МОСКВЕ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

 27 ноября 2000 года в Москве начались торжества, посвященные 200-летию возникновения единоверия. 200 лет назад, в 1800 году, многих приходов, сохранивших старые обряды, но утративших преемство священства, возвратились в лоно матери-Церкви. С тех пор они находятся в юрисдикции Русской Православной Церкви, но продолжают вести богослужение по древнерусским обрядам.
 27 ноября 2000 года в Москве начались торжества, посвященные 200-летию возникновения единоверия. 200 лет назад, в 1800 году, многих приходов, сохранивших старые обряды, но утративших преемство священства, возвратились в лоно матери-Церкви. С тех пор они находятся в юрисдикции Русской Православной Церкви, но продолжают вести богослужение по древнерусским обрядам.

     По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Успенском соборе Московского кремля в этот день единоверческими священниками был отслужен молебен Всемилостивому Спасу по старому обряду. Песнопения знаменного роспева на молебне исполнил хор московского единоверческого прихода. На службе присутствовали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, архиепископ Самарский и Сызранский Сергий, ректор СПбДА епископ Тихвинский Константин.

     После службы в конференц-зале гостиницы "Даниловская" прошла конференция, посвященная 200-летию канонического бытия старообрядческих единоверческих приходов в лоне Русской Православной Церкви. С приветственным словом к присутствующим обратился Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он вкратце рассказал присутствующим о возникновении раскола в XVII веке после Соборов 1656 и 1666/67-го годов, а также о попытках его уврачевания в 1800 году и на Соборах 1917-18 и 1971 годов. В заключение он сказал:

"чадам Руссой Православной Церкви нужно помнить, что древние церковные обряды составляют часть нашего общего духовно-исторического наследия, которое следует хранить как сугубую драгоценность в литургической сокровищнице Церкви".

     После приветствия Патриарха с докладом "Философия единоверия: прошлое, настоящее и будущее" выступил председатель ОВЦС митр. Смоленский и Калининградский Кирилл. В докладе он охарактеризовал обрядовую реформу патриарха Никона как "более, чем сомнительную", указав при этом на неслучайность клятв на старые обряды, поскольку патриарх Никон и его последователи видели в них ересь. Говоря об основании 200 лет назад единоверия, митрополит отметил неясность его канонического статуса в прошлом, поскольку 200 лет назад это явление рассматривалось как временное, единоверие понималось как условное воссоединение старообрядцев с РПЦ. Однако постепенно такой взгляд у иерархов РПЦ стал меняться в пользу признания полной православности старообрядцев, находящихся канонически в юрисдикции РПЦ. В настоящее время, когда идет поиск самоидентичности русского народа, вопрос старообрядчества и единоверия является важным не только для Церкви, но и для общества, сказал в заключение митрополит Кирилл.

     Выступавший чуть позже от лица старообрядцев-беспоповцев Поморского согласия старший наставник Рижской Гребенщиковской общины Иоанн Миролюбов высказал, однако, отрицательный взгляд на платоновское единоверие прошлых веков.

     После этого началось обсуждение докладов, в ходе которого единоверцы поделились своими проблемами, а священнослужители РПЦ с огорчением констатировали, что вопрос старообрядчества не всегда находит должное освещения. Присутствующие высказали сожаление по поводу необъективной оценки старообрядчества, которая присутствует в некоторых средствах массовой информации.

     5 и 6 декабря торжества, посвященные 200-летию единоверия, продолжатся в Санкт-Петербурге. 5 декабря в 12:30 во Владимирском соборе состоится молебен, в 17:00 в Музее М.Ф. Достоевского пройдет конференция по старообрядчеству, а 6 декабря состоятся панихиды на могилах императора Павла I, при котором было введено единоверие, митрополита Никодима (Ротова), который был активным сторонником реабилитации старообрядчества, и епископа Андрея (Ухтомского), нашедшего в годы сталинских гонений прибежище у старообрядцев.