История и современное положение старообрядчества в Санкт-Петербурге

Первая в Санкт-Петербурге конференция с участием представителей РПЦ и старообрядческих церквей.

19 апреля 2007 в Святодуховском корпусе Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры по благословению Высокопреосвященнейшего Владимира, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского прошла конференция "История и современное положение старообрядчества в Санкт-Петербурге". Конференция началась в 14.00 и продолжалась пять часов. С докладами выступили представители РПСЦ, РПЦ (в том числе единоверия), академической науки в лице ученых из Пушкинского дома, Русского музея и СПб Консерватории. Конференция была организована миссионерским отделом Санкт-Петербургской епархии.

Приветственное слово к участникам и слушателям конференции произнес Председатель Миссионерского отдела, протоиерей Александр Будников, настоятель храма Святого пророка Илии на Пороховых.

Основная задача конференции состояла в том, чтобы дать возможность увидеть и услышать друг друга представителям различных ветвей русского Православия, древнего и нового обряда. Ключевой доклад по теме сделал священник Геннадий Чунин, настоятель Громовской старообрядческой общины г.Санкт-Петербурга (Белокринницкое согласие). Он кратко обрисовал старообрядческую точку зрения на историю разделения церкви. Привел наиболее характерные примеры ошибок, совершенных в процессе реформ и уже исправленных в новообрядных богослужебных книгах.

О.Геннадий процитировал постановления Поместного Собора РПЦ 1971 года об отмене клятв на старый обряд и лиц его исповедующих. Он напомнил о том, что данные постановления, а также ряд других, принятых в последнее время Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Священным Синодом РПЦ не только не исполняются, но и вообще неизвестны широкой массе прихожан и священнослужителей, что приводит к повторению и усугубления неприязни и непонимания двух православных русских церквей. В своем докладе о.Геннадий также напомнил историю старообрядческих белокринницких общин Санкт-Петербурга, рассказал о восстановлении храма в Транспортном переулке, недавно переданного городскими властями старообрядцам. Он выразил надежду, что данная конференцию улучшит осведомленность рядовых верующих о древних корнях русской церкви.

Историческое и культурное богатство старообрядчества раскрыли в своих докладах ученые из различных академических заведений города: Будорагин Владимир Павлович, заслуженный работник науки, заведующий древлехранилищем ИРЛИ РАН, Флорентина Викторовна Панченко, кандидат искусствоведения, декан музыковедческого факультета С.-Петербургской консерватории, зав.кафедрой древнерусского певческого искусства и Надежда Валерьевна Пивоварова, кандидат искусствоведения, Русский Музей, ведущий научный сотрудник, , отдел древнерусского искусства, Русского Музея

Николай Юрьевич Бубнов, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Библиотеки Академии Наук рассказал о богатстве книжной культуры старообрядчества, сохранению которого он посвятил свою жизнь.

Продолжением доклада Н.Ю. Бубнова стало выступление Глеба Валентиновича Маркелова, старшего научного сотрудника Пушкинского Дома по теме "Старообрядцы-поморцы: три портрета". Он поделился личными воспоминаниями о встречах с поморцами, одним из самых выдающихся из которых был Иван Никифорович Заволоко. Заволоко посвятил свою жизнь сохранению и распространению старообрядческих традиций и письменности, а под конец жизни он передал свое собрание в фонды Пушкинского Дома и сейчас оно доступно для исследователей и любителей книжной старины. Особенно теплым получился рассказ об этом человеке, поскольку Глеб Валентинович провел с ним много времени вместе в обсуждениях важной для обоих темы старообрядчества.

Флорентина Викторовна Панченко, декан музыковедческого факультета С.-Петербургской консерватории, зав.кафедрой древнерусского певческого искусства, доцент, кандидат искусствоведения уже несколько лет подряд руководит подготовкой ежегодных Бражниковских Чтений, которые продолжают традиции Общества Любителей Древней Письменности. Ее доклад в основном касался музыкальных аспектов древней традиции.

После получасового перерыва, в продолжение которого участники и слушатели конференции трапезничали и общались, Надежда Валерьевна Пивоварова, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского Музея, прокомментировала слайды с изображением древних икон и литых крестов, а также других предметов старины из фондов Русского Музея. Ее выступление наглядно показало красоту древнего искусства, которое старообрядческие авторы сохраняют и доныне.

Следом за ней выступил священноиерей Петр Чубаров, настоятель единоверческого (старообрядные приходы РПЦ) Никольского храма, с докладом: "Старый обряд в РПЦ", в котором он изложил единоверческую точку зрения на историю разделения церкви. Старообрядцы-единоверцы сохраняют древние традиции, находясь в каноническом подчинении Патриарха Московского и всея Руси.

Последним докладчиком стал гость из Москвы, Евгений Юферев, аспирант исторического факультета СПбГУ, литературный редактор ПТК "Истина" с докладом: "К вопросу о преемственности Белокринницкой иерархии. Личность митрополита Амвросия". Ключевым тезисом его доклада стало утверждение, что на сегодняшний день нет никаких документов, свидетельствующих о запрещении митрополита Амвросия в служении до или после его присоединения к старообрядчеству. Этот доклад особенно удивил о.Геннадия своей научной трезвостью и непредвзятостью подхода к проблеме.

Вместе с мнением церкви, выраженным митрополитом Никодимом (Ротовым) на Поместном соборе РПЦ 1971 года: "Беспристрастный голос русской церковной истории к томy же свидетельствует, что двуперстное крестное знамение у православных русских людей, включая единоверцев и старообрядцев, всегда было, есть и, несомненно, будет церковным обрядом, выражающим православное учение веры" можно резюмировать, что нет канонических препятствий для более близкого общения со старообрядцами после Собора 1971 года.

К участию в конференции были приглашены, но не смогли присутствовать представители новозыбковской старообрядческой церкви и поморских согласий.

Затем последовало получасовое выступление мужского и женского хора Покровской старообрядческой общины, в котором чтения Евангелия иллюстрировались молитвенными песнопениями. Присутствующие вживую смогли ощутить духовный настрой старообрядческой молитвы. На всех слушателей это выступление произвело глубокое впечатление. За последние 300 лет это может быть первые звуки старообрядческой молитвы в стенах Лавры.

В заключительном слове о.Георгий Иоффе, заместитель председателя Миссионерского отдела процитировал заявление Собора Русской Православной Церкви Заграницей с просьбой о прощении со стороны братьев-старообрядцев и не вменении грехов и гонений против них, совершенных предыдущими поколениями новообрядцев.

Вся история отношений церквей находилась под идеологическим гнетом и только последние двадцать лет появилась возможность для спокойного взвешенного богословского, исторического и культурного диалога русских православных церквей древнего и нового обрядов. Настало время для общения.

На конференции присутствовали представители церквей Санкт-Петербургской епархии, в т.ч. и единоверческих храмов и всех старообрядческих согласий в т.ч. и Поморская община.

Сборник выступлений Конференции будет выпущен Миссионерским отделом по мере получения от докладчиков материалов.