В Манеже Малого Эрмитажа 17 октября открылась выставка художественного наследие староверов Поморья из собрания музея в собрания. Она приурочена к 330-летию основания Выговской старообрядческой пустыни, крупнейшего духовного и культурного центра Поморья XVIII - первой половины XIX веков.
Представлено почти 200 произведений, которые прошли реставрацию. Экспозиция охватывает все основные виды выговского искусства: икону, рукописную книгу, рисованный лубок, меднолитую пластику и резьбу по дереву. Большинство произведений впервые показано широкой публике.
Куратор выставки, старший научный сотрудник музея Анна Иванникова отметила, что староверы сохраняли не только обряды, древнюю форму молитвословия, но и быт, уклад жизни старомосковской Руси. Их отличало особое поведение, благочестие, трудолюбие, предприимчивость. Выговцы были приписаны к Петровским заводам, нашли медные месторождения в Карелии и на Урале, грамотно хозяйствовали. Анна Иванникова подчеркнула, что для искусства старообрядцев характерен парадокс: если что-то запрещалось, они, наоборот, усиленно это сохраняли.
Первая половина XVIII века стала "золотой эпохой" для выгорецкой иконописи. Складывается "поморский пошиб" - стиль с лаконичной манерой письма, неярким, сдержанным колоритом, графичностью темных линий и выразительностью пейзажей. Представлено почти 60 икон Среди них - трехфигурный Деисус 1730-х годов, снятый со Святых врат Выгорецкой обители, образ Богоматери Тихвинской первой четверти XVIII века, художественные решения которого заложили основу местной иконописной традиции.
"Есть признаки, по которым вы точно определите старообрядческую икону - двоеперстие, восьмиконечный крест, особое написание имени Иисуса Христа (реформой Патриарха Никона в него была введена вторая буква "И" - "Иисус", старообрядцы сохранили древнее написание - "Исус"), изображение Господа Саваофа в виде убеленного сединой старца с надписью "Господь Саваоф", изображение Святого Духа в виде голубя, взлетающего в сцене Благовещения к Богоматери, особое почитание ангела-хранителя", - отметила куратор.
Выговская пустынь была центром книжности: здесь переписывали и оформляли рукописи, разрабатывали штампы для тиснения кожаных переплетов. Сложились тип письма - поморский полуустав и узнаваемая орнаментика. Среди представленных рукописей XVIII-XIX веков экземпляры знаменитых "Поморских ответов" - полемического сочинения, составленного в 1720-е годы Андреем и Семеном Денисовыми в сотрудничестве с братьями Петровыми, где последовательно доказывалась истинность старой веры. Важным аспектом деятельности староверов был сбор сведений о первых мучениках-старообрядцах. Был написан труд "Виноград Российский", в котором особое внимание уделено страданиями соловецких монахов. Они восемь лет держали осаду монастыря и не принимали реформ Патриарха Никона. Предательство одного из монахов, который показал царским стрельцам тайный ход в обитель, привело к прорыву осады. Монахов казнили. Те, кто бежали, заселили олонецкие леса, к ним подтягивались люди из окрестных деревень - так формировались скиты.
Отдельный раздел посвящен традиции рисованного лубка. "Потаенное" искусство предназначалось для единомышленников, помимо картинок на религиозные сюжеты, были популярны иллюстрации к назидательным рассказам и притчам из литературных сборников, а также сюжеты с полезными советами.
Неотъемлемая часть старообрядческой культуры - меднолитая пластика. На Выгу это искусство достигло совершенства. Было налажено литейное производство и сформировался особый вид медной пластики, который опирался на древнерусские традиции прикладного искусства. Представлены ранние образцы поморского литья - трехстворчатые складни "Деисус, с избранными святыми" (так называемые "Девятки") 1719, 1720 и 1721 годов. Четырехстворчатый складень "Двунадесятые праздники и поклонение иконам Богоматери" 1729 года с владельческой надписью купца Ивана Большого - еще один уникальный экспонат: известно всего три таких предмета, отлитых из серебра.
Следующая группа экспонатов - поморские резные и раскрашенные намогильные доски с изображением Голгофы и надписями религиозного содержания, выполненные в едином лаконичном и сдержанном стиле, отражающим традиции резьбы и художественной росписи.
После раскола Русской Церкви в середине XVII века власти подвергли противников реформ патриарха Никона гонениям. Приверженцы старой веры считали правку священных текстов и богослужебных книг "латинской ересью" и предтечей воцарения антихриста. Чтобы не утратить надежду на вечное спасение, они пустились в бега на окраины русского государства. С 1670-х годов староверы заселяли побережье Белого моря и прилегающие районы. В 1694 году к северо-востоку от Онежского озера, в глухих лесах по течению реки Выг (ныне Республика Карелия) беспоповцы основали Выговское общежительство. В период своего расцвета Выгореция занимала обширные территории на Русском Севере, владела рыбными, зверобойными и соляными промыслами на Белом море и озерах Карелии. Велась торговля с крупными городами - от Астрахани до Москвы и Санкт-Петербурга.
Экономическому развитию Выговской пустыни сопутствовал культурный подъем. Произведения местных мастеров отличает яркое своеобразие и единство стиля, которое нашло отражение во всех отраслях творчества. В 1857 году, при императоре Александре II, Выгореция была разгромлена.
Выставка открыта до 31 марта 2024 года, ее можно посетить по входному билету в Главный музейный комплекс.
ИА "Вода живая",
17.10.23
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура