Развитие железнодорожной отрасли в царской России было неразрывно связано с сооружением культовых зданий.
175-летию РЖД, отмечаемому в этом году, посвящена представленная 2 августа в Санкт-Петербурге выставка "Железнодорожные храмы Российской Империи". Экспозиция открыта в Центральном музее железнодорожного транспорта. Ее освятил настоятель храма святого Александра Невского Санкт-Петербургского университета путей сообщения протоиерей Николай Шорохов.
"Железная дорога - это микрокосмос. Это государство в государстве. Это огромная территория, которую пронизывают, как нити, опутывают железнодорожные пути. А путь к Богу - это сортировочная станция, где много разных путей. Можно отправиться по любому из них, но не все ведут к Цели. Какой-то из них разобран, какой-то ведет в тупик... И только один из всех ведет к Богу. А семафоры и прочие указатели - это заповеди Божии," - сказал отец Николай.
Развитие железнодорожной отрасли в царской России было неразрывно связано с сооружением культовых зданий - церквей, часовен, молитвенных домов. Они создавались на станциях, в пристанционных поселках, переселенческих пунктах. Этому способствовали представители высшей государственной власти и руководство железных дорог.
Экспозицию открывает портрет первого министра путей сообщения Павла Мельникова (1804-1880), строителя Петербургско-Московской магистрали. Именно он убедил в необходимости прокладки дороги императора Николая I, он же стал инициатором сооружения храма святых апостолов Петра и Павла на станции Любань Николаевской железной дороги, рядом с которым позже нашел упокоение. Ценнейшим экспонатом выставки стала сохранившаяся личная икона главного железнодорожника дореволюционной России. За время его управления Ведомством путей сообщения сеть железных дорог России увеличилась на 7062 км. Гости музея обратили внимание на то, что Павла Петровича вспомнили в канун дня его рождения 3 августа (это же и дата его кончины).
Музей впервые экспонирует эксклюзивные фотографии храмов XIX - начала XX веков на станциях Челкар и Казалинск Оренбург-Ташкентской дороги, на станции Ташкент Самарканд-Андижанской дороги, часовен на станциях Коростень Киев-Ковельской дороги и Ковель-Владимир-Волынской военной железной дороги. Большой раздел посвящен Великому Сибирскому пути. Представлена карта, на которой отмечено более 60 станций, где были возведены святыни.
Сооружению храмов на Транссибирской магистрали способствовал фонд церковного и школьного строительства в Сибири имени императора Александра III. За 12 лет существования он собрал более 2 млн рублей, за счет чего было возведено более 200 храмов, в том числе железнодорожных.
С развитием железнодорожного транспорта в России появились вагоны-церкви. Один из первых передвижных храмов был построен в 1896 году для Сибирской железной дороги на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге. На архивных снимках также можно увидеть храмы "на колесах" Сибирской, Мургаб-Среднеазиатской и Китайско-Восточной железных дорог.
"Вода живая",
02.08.12
Раздел:
ИА "Вода живая"