Пресс-тур по Александро-Невской лавре совершили руководители и главные редакторы ведущих СМИ Северо-Запада и Санкт-Петербурга

Их сопровождал наместник монастыря, епископ Выборгский Назарий.
Пресс-тур по Александро-Невской лавре совершили 2 октября руководители и главные редакторы ведущих СМИ Северо-Запада и Санкт-Петербурга. Их сопровождал наместник монастыря, епископ Выборгский Назарий

"Вы увидите лавру не снаружи, а изнутри. В преддверии своего 300-летия она превратилась в большую строительную площадку.  Конечно, главное в жизни монахов - молитва за весь мир. Но нам не все равно, в каких стенах мы живем. Почти все нам приходится делать самим, мы заботимся о монастыре, как о родном доме, потому что здесь живем. Нам десять лет по кусочкам возвращали то, что мы вам покажем. И все это было в ужасном состоянии. Мы только начинаем сотрудничать с прессой, и нам важно, чтобы вы помогли рассказать о возрождении лавры, сделать вклад в ее летопись", - сказал владыка, предваряя рабочую экскурсию. 

В Святодуховском центре журналисты осмотрели уникальную выставку Владимира Денщикова - единственного в мире мастера, создающего иконы из льна, победившего болезнь с помощью творчества. Чтобы создать образ, мастеру надо сделать от 4 до 12 млн узелков. В другом зале развернута постоянная выставка работ, подаренных лавре к ее юбилею. Среди них - цикл картин замечательного украинского мастера Николая Лебедева "Умиротворение тишины".    

Святодуховский центр действует в корпусе, где находилась Духовская церковь, спроектированная Доменико Трезини. Она использовалась для погребений вплоть до начала XX века. При советской власти храм был закрыт, на месте усыпальниц разместили котельную. В 2001 году помещение вернули лавре, в нем находятся также приемная и покои наместника, братские кельи. Деятельность духовно-просветительского центра во многом рассчитана на тех, кто еще не переступил порог храма. По словам владыки Назария, многие, кто побывал на концертах, встречах, кинопоказах, начинают глубже интересоваться православием. 

В домовом храме святителей Софрония и Иннокентия Иркутских бывают только насельники и сотрудники лавры. Журналистов в него пригласили впервые. "Работы в храме начались в 2000-м году, он предназначался для братских молитв. Затем решили расписать восточную стену, были созданы образы Божией Матери, святителей Софрония и Иннокентия, которые проходили монашеское послушание в нашем монастыре. И стало ясно, что лучше расписать весь храм. Сейчас мы называем его "тренажером": здесь прошли практику уже двадцать иконописцев, которые писали только иконы и не были знакомы с монументальной живописью", - рассказал руководитель иконописно-реставрационной мастерской лавры Дмитрий Мироненко. 

Сама мастерская, куда дальше пригласили гостей, была создана в 1997 году. Сначала ее главным направлением стало написание икон. За 13 лет мастера выполнили множество икон, находящихся в епархиях РПЦ в России и за ее пределами. Стилистическим приоритетом в работе избран "золотой век" русской и византийской иконописи XIV-XVI столетий. Но лаврские мастера разработали и ряд новых иконографических решений, создали новые, не выходящие за пределы канонов изводы. Среди них образ святого Александра Невского, молитвенно предстоящего Ветхозаветной Троице на фоне лавры. Журналисты стали свидетелями того, как создается храмовая икона для надвратной церкви лавры во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость".    

Ризничный корпус, построенный по проекту архитектора Льва Шишко для библиотеки, архива и древлехранилища, много лет принадлежал на правах аренды Городской станции переливания крови. Библиотека монастыря, старейшая среди церковных книгохранилищ Санкт-Петербурга, ныне возобновляется и модернизируется, ее фонд будет оцифрован. В 2013 году в библиотеке появится аудио- и видеотеки, сама она станет общедоступной. Сейчас в ней 15 тыс томов, но ее возможности позволяют разместить в два раза больше, рассказал владыка Назарий. 

Замыкает юго-восточный угол монастырского каре двухэтажная Николо-Феодоровская церковь, служившая усыпальницей членам грузинской царской фамилии и епископов. В советское время, когда в ней размещались подразделения ЦНИИ "Прометей", отсюда вынесли многие захоронения. В 1996 году Феодоровская церковь и корпус были возвращены епархии. При вскрытии полов было обнаружено 30 чудом уцелевших захоронений членов грузинской царской фамилии, а также графов Ростовцевых. После ремонта здесь поселились послушники обители, открыты мастерские художественной обработки металла, столярная и ювелирная. Храм ремонтируется, работы в нем очень дорогостоящие. На одно лишь воссоздание алтарной фрески "Тайная Вечеря" требуется 800 тыс рублей. 
  
На втором этаже Феодоровского корпуса в начале ХХ века была келья отца Серафима, в миру - Василия Муравьева. До принятия сана он был крупным предпринимателем. В канун революции, раздав имущество монастырям, постригся в монахи, а затем стал духовником лавры. В 2000 году старец Серафим был канонизирован, верующие знают его как преподобного Серафима Вырицого. Его келью отреставрировали, из нее создали небольшую домовую церковь. Здесь два раза в месяц проводятся богослужения, в которых принимают участие воспитанники воскресной школы при Александро-Невской лавре. 

Последним пунктом экскурсии стал крестильный храм Предтечи Господня Иоанна, который устроен летом этого года в крипте Свято-Троицкого собора. Перед алтарем находится купель для полного погружения - она выполнен в виде креста. Для изготовления иконостаса были привлечены опытные специалисты (камнерезы и реставраторы) из Павловского дворца-музея. Под каждый элемент иконостаса изготавливалась модель в пластилине, потом в гипсе и только в конце в камне или бронзе. То, что журналисты увидели в храме - эксклюзивная работа, существующая в единственном экземпляре и сделанная специально для Александро-Невской лавры. 

"Вода живая", 
02.09.12