Собрание вертепных театров прошло в Российском этнографическом музее

В Российском этнографическом музее в двенадцатый раз прошло Санкт-Петербургское собрание вертепных театров "Рождественская мистерия". Программа началась еще в декабре: торжество всегда ощущается острее, если ему предшествовала подготовка. По замыслу организаторов, изготовление вертепа и разучивание текста  должно помочь семье отметить главный зимний праздник.

 Собрание вертепных театров прошло в Российском этнографическом музее

"Мы хотим, чтобы вертеп начался у нас, но нашел продолжение в семьях. Хотим перенести акцент с Нового года на Рождество Христово. Ведь начало года - вещь условная, и праздновать там нечего. Настоящий праздник - это Рождение Христа. Не случайно Иисус рождается в это время года, когда холод, мрак и мнимая смерть отступают, день начинает увеличиваться и появляется надежда на то, что вновь воссияет солнце. Соединяются два сильных образа - появление Спасителя человечества в это спасительное время. Вот в чем основа нашей радости, а не Новый год и Дед Мороз", - рассказал художественный руководитель собрания вертепных театров Василий Пушкарев.

Этнографический музей как хранитель вещественной и духовной культуры, пожалуй, является лучшим местом для фестиваля вертепов. Рождественские представления давно стали частью русской традиции, хотя и были позаимствованы у Европы. Вертепы прижились, переняли православный дух и народный уклад.

"У нас в музее несколько лет назад была замечательная выставка итальянских презепе, это, по сути, вертепы. Они прекрасны, но они другие. Наш вертепный театр несколько наивен, но по-своему очарователен. В нем - православная духовность, общая рождественская радость, когда кукла условна и не отличается изумительными деталями. Гораздо важнее действие, которое разворачивается перед публикой", - рассказал Василий Пушкарев.

Публика для русского вертепа всегда играла особую роль. Зрители славили Христа вместе с артистами, заранее разучивая с ними тексты песнопений. Само представление тоже не содержало никакой интриги. Сюжет повторялся из года в год и был знаком всем, включая детей. Но это не умаляло ощущения праздника. Скорее способствовало стиранию границ между теми, кто стоял за ящиком с куклами и сидел перед ним. Теперь вертеп стал еще и хорошим средством просвещения. Некоторые дети впервые узнают евангельскую историю о Боговоплощении, придя на представление.

В этом году зрители увидели десять вертепных представлений, каждое из которых уникально. Театрализованные действа показали  артисты и кукловоды не только Санкт-Петербурга и области, но и Белгорода, Ставрополя, Иванова, Вологды, Великого Новгорода.

Спектакли, похожие друг на друга в общих чертах, отличаются деталями. Каждый отражает обычаи местности, где он появился. Даже свою речь участники собрания, по собственному признанию, не торопятся окультуривать: говорят так, как принято на их малой родине. Зрители могут познакомиться с богатыми живыми диалектами. Кроме того, сами куклы носят на себе отпечаток местности, ведь все они изготовлены носителями разных культур.

"Откуда мы знаем, как в Вифлееме пастухи одевалися? Не знаем. Как у нас пастухи ходили сто годов назад, мы их вот в такие одежды и стобили", - говорит сотрудница Центра традиционной культуры села Сизьмы Вологодской области Галина Иванова, вызывая у слушателя невольную благодушную улыбку.

Одни представления удивляли лирическими отступлениями, канонический текст, не искажаясь, дополнился новыми персонажами. Например, славить Христа в пещеру вслед за пастухами и волхвами прибегают зайцы, поклоняются Богомладенцу деревья. Такой вариант вертепщики записали во время этнографических экспедиций. Другие представления сопровождались живой музыкой, исполняемой на народных инструментах. Почти все артисты были одеты в традиционные костюмы. После одного из спектаклей зрителей угощали пряниками, привезенными с собой из родного села.  Все это создавало ощущение этнографического путешествия.

Декорацией для фестиваля стала выставка стационарных вертепов. Вертепные ящики из фондов музея, а также изготовленные современными рукодельниками служили наглядным пособием для всех, кто ищет вдохновения и готовится создать свою "Рождественскую мистерию".

"Вертеп - прежде всего семейный театр. Делать его надо всем вместе. Куколки можно изготовить из чего угодно - слоеного теста, картона, папье-маше. Когда родители с детьми мастерят сообща, совместно занимаются творчеством, они лучше находят общий язык, понимают друг друга. И не надо никаких назиданий, все понятно без слов", - советует руководитель фестиваля.

Автор одного из экспонатов выставки Наталья Баскакова считает, что изготовление вертепа может стать приятной частью подготовки к празднику: "Когда мы готовимся к значительному событию, оно будет тем значимей, чем больше сил и энергии мы вкладываем в подготовку. Вертеп -это удивительная игра: делая всех персонажей, обсуждая их, ребенок готовится к событию появления в яслях Младенца. Это дело не быстрое и ожидание все возрастает - когда же, когда же зажжется в небе звезда? Ожидание чуда не меньше по силе, чем ожидание подарка".

Этнографический музей не спешит активно рекламировать собрание театров и делать это событие массовым. Ведь вертепное представление по определению должно быть камерным. Однако те, кто однажды попал на фестиваль, возвращаются сюда из года в год, чтобы снова поучаствовать в "Рождественской мистерии" вместе с настоящими хранителями родной культуры. 

"Вода живая",

14.01.14