В клубе "Ортодокс" при координационном центре по противодействию наркомании и алкоголизму при епархиальном ОЦБСС 19 февраля состоялись просмотр и обсуждение фильма Павла Павликовского "Ида".
Фильм удостоен множества наград, в том числе премии "Оскар" 2015 года за лучшую картину на иностранном языке. Вкратце его сюжет таков: сирота Анна провела детство и юность в католическом монастыре. Прежде чем стать монахиней, она решает встретиться со своей единственной родственницей Вандой. От нее девушка узнает, что она еврейка и ее родители стали жертвами Холокоста. Вдвоем они отправляются в путешествие, чтобы узнать о судьбе всех погибших родственников.
При обсуждении фильма куратор проекта Валерий Веткин сказал, что увидел в образе главной героини нечто ангельское: "Она, как персональная совесть, как страх за самый большой грех приходит к героям фильма. Почти немым укором. И жизнь их меняется - не может не измениться". Искусствовед Ирина поддержала идею ангельской сущности героини, но увидела в этом образе скорее тему прощения, избавления от тяжких воспоминаний. Архитектор Михаил обратил внимание на кинематографические открытия фильма, построение кадра, мизансцены, подвижность камеры, динамику монтажа, сюжетный ритм, сходство кадров с работами Ван Эйка, краткость и редкость диалогов, крупные планы. Он был поражен, как минимальными средствами авторам удалось добиться пронзительного драматизма.
Председатель координационного центра про противодействию наркомании и алкоголизму протоиерей Максим Плетнев увидел в фильме три основных пласта.
"Первый аспект - социально-исторический. Крайне востребованная тема Холокоста, Ванда, родная тетка главной героини, - ярый борец с врагами народа в послевоенной Польше. Религиозный контекст неоднозначен. По сути, мы видим в фильме столкновение двух миров - мира святости, это монастырь, и мира вне святости. Здесь музыка и вечеринки, и страшные вещи, связанные с убийством детей, падение героини, самоубийство Ванды. В этом мире нет света. Это соблазнительная картинка, которая дается Иде. При этом Церковь не показана, непонятно, почему Церковь - это хорошо. И еще один пласт - тема одиночества. Она очень выпукло показана в фильме. Обе героини, Ида и ее тетка, одиноки, но при этом Ида - со Христом. Жизнь Ванды ужасна, и сколько вокруг нас людей, живущих такой бессмысленной, исковерканной жизнью", - сказал отец Максим.Обсуждение проходило в свободной форме, были высказаны разные мнения. Вот некоторые из них.
"Мы видим, как встретились два мира, и они близки друг другу. Но они идут разными путями, и если мир одной рушится, и она через самоубийство идет на вечные муки, то другая, умирая для мира, идет ко Христу". "По последним кадрам, по тому, с каким лицом девушка возвращалась в монастырь, сложилось впечатление, что грех ее не осквернил. А по поводу недосказанности о Церкви - молчание здесь гораздо важнее множества слов". "Там была четко обозначена грань: Ида все уже попробовала, выпила, покурила, все уже случилось, и она спрашивает - что дальше? И когда она увидела, что это ничто по сравнению с благодатью, которую дает жизнь во Христе, она делает свой выбор". "Фильм черно-белый, здесь нет полутонов". "А я искренне разочарована. Фильм ни о чем, и ни к каким выводам, которые вы тут с натяжкой выдумывали, не ведет. Еще один "Остров". Картинка красивая, но я через секунду про него забуду. Социальный аспект проработан, но с духовной точки зрения фильм пустой. Это мое мнение".
Отец Максим завершил встречу, обратив внимание, что фильмов, задающих такие непростые и важные вопросы, даже если не все сразу находят на них ответы, очень мало. "Фильм "Ида" можно считать положительным и интересным, потому что в любом случае это размышления на духовные темы", - сказал он.
ИА "Вода живая",
19.02.17
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура