Дискуссия о журнале "Христианское чтение" прошла в СПбДА

В Книжной гостиной СПбДА 30 ноября прошел "круглый стол" "100-летие последнего выпуска журнала "Христианское чтение". Предваряла мероприятие презентация фотовыставки "Петроградская духовная академия в 1917 году. Накануне закрытия".
Дискуссия о журнале "Христианское чтение" прошла в СПбДА

В работе "круглого стола" приняли участие преподаватели и студенты СПбДА, директор издательства СПбДА Дмитрий Волужков и гости.

Открывая заседание, проректор по научной работе СПбДА протоиерей Константин Костромин отметил, что при разговоре о том, почему 1917 год стал последним годом выпуска "Христианского чтения", нужно иметь в виду, в каком состоянии журнал объективно находился в этот момент: расцвета, упадка или стагнации, а об этом мог бы сказать анализ содержания и публикационной активности журнала в 1917 году.

Отвечая на этот вопрос, редактор нынешнего академического журнала "Христианское чтение" иерей Игорь Иванов выступил с докладом "Последний год "Христианского чтения" и надежды на светлое будущее: напутствие ректора и чаяния профессорского стипендиата". Речь шла об отражении новых общественных веяний, связанных с событиями Февральской революции, в двух публикациях журнала за 1917 год: статье исполняющего обязанности доцента кафедры пастырского богословия Николая Коновалова "Наши надежды и наши обязанности" и "Речи к выпускникам…" ректора Петроградской духовной академии епископа Анастасия (Александрова).

Эту тему продолжил профессор СПбГУ и Политехнического университета Анатолий Кашеваров, отметив, что по сравнению с "Богословским вестником", отреагировавшим на революционные изменения рядом радикальных публикаций, "Христианское чтение" осталось в стороне от увлечения "новым богословием" и отказа от святоотеческого наследия, и обновленческих статей в нем не публиковалось.

Протоиерей Константин Костромин, со своей стороны, обозначил парадоксальную ситуацию, сложившуюся в 1917 году среди академических ученых: в условиях упразднения цензуры и предоставления научной свободы почему-то не наблюдалось увеличения научной деятельности, разнообразия тематик и появления новых сюжетов научного дискурса.

На это Анатолий Кашеваров заметил, что у "Христианского чтения" возникли материальные трудности, связанные с конфискацией уже большевиками церковной казны. Но при этом нужно учесть, что обновленческие журналы "Вестник труда" и "Божья нива" не закрывались, а выходили без перебоев. Складывается впечатление, что кто-то их финансировал.

Заведующий аспирантурой и архивом СПбДА Дмитрий Карпук отметил, что содержание номеров "Христианского чтения" говорит о том, что, во-первых, номера выходили объединенными по пять штук, так что мартовские события отразились в декабрьском издании, а сами статьи представляли собой не новые, а ранее предоставленные в редакцию материалы. По-видимому, многие академические ученые в 1917 году были увлечены не научной, а общественной деятельностью.

Таким образом, в ходе обсуждения выявилось несколько причин прекращения выхода журнала в 1917 году: это и спад научной активности, то есть отсутствие материала для публикаций, и экономический кризис, и выжидательная позиция редакции, и переход статуса церковного глашатая к "Церковно-общественному вестнику".

Общим выводом стало убеждение в том, что научный журнал прежде всего существует для науки и силами стараний ученых, заинтересованных в развитии науки при любых общественных изменениях.

Работа "круглого стола" прошла в традиционной для Книжной гостиной неформальной обстановке "ученого чаепития".

ИА "Вода живая" - сайт СПбДА,
30.11.17