Выставка "Семь писем из прошлого" открылась в Феодоровском соборе

На хорах верхнего храма Феодоровского собора 15 июля открылась выставка Александра Кондурова "Семь писем из прошлого", посвященная 100-летию гибели царской семьи.

Представлены семь портретов убиенной семьи: императора Николая II, императрицы Александры Феодоровны и их детей. Лица и фигуры проступают сквозь изуродованные пулями стены расстрельной комнаты Ипатьевского дома, каждая композиция включает факсимильный отрывок из письма и очертания черной оконной рамы, в которой явственно читается крест. Экспозицию дополняют другие работы художника, посвященные духовному пути России и ее истории в ХХ веке: "Революция. Октябрь", где черный ангел простирает руки над ангелом, венчающим Александровскую колонну, "Тризна" - Россия изображена в виде черной тарелки, на которой толпа демонстрантов идет мимо поверженной главы памятника императору Александру III в Москве. Картина "Расстрел царской семьи" находится в частном собрании, на выставке представлен постер: участники расстрельной команды предстают размытой черной субстанцией, наползающей на изображение царской семьи и увлекающее ее во мрак. Верхняя часть картины напоминает и пробитую пулями стену, и, одновременно, облака как символ горнего мира, а в центре картины - изображение Всевидящего ока.

"Приближается дата столетия расстрела последнего российского императора и его семьи, отметил настоятель протоиерей Александр Сорокин. - Об этом много говорится и еще будет сказано - на конференциях, в проповедях. Нам выпала счастливая возможность не столько произносить слова, сколько предаться безмолвным размышлениям, имея перед глазами эти произведения. Они говорят сами за себя, это прекрасные портреты всех членов семьи Романовых. Можно любоваться ими как творением художника, при этом соотносить впечатления с мыслями, которые так или иначе посещают каждого верующего - и вообще человека, неравнодушного к истории, к тому, что произошло сто лет назад. Мы не можем не воспринимать это событие как, по сути, сегодняшнее - по его плодам, результатам. Остается пожелать, чтобы эти размышления были плодотворными, полезными для души, несмотря на весь трагизм происшедшего, чтобы прекрасное, которое мы наблюдаем в этих картинах, наставляло нас на всякую истину".

Александр Кондуров признался, что давно интересуется церковным искусством, но никогда им впрямую не занимался: не писал иконы, не принимал участие в росписи храмов, хотя такая мечта у него есть. Первую картину про трагедию царской семьи написал давно. В связи с трагической датой вновь погрузился в эту тему.

Искусствовед Дмитрий Северюхин отметил, что Кондуров - художник-экспериментатор, в его творчестве аккумулируется опыт западного и русского искусства. Но художник никогда не увлекался экспериментом ради эксперимента, его искусство наполнено смыслом, апеллирует к мысли и чувству зрителя.

Художник Алексей Талащук подчеркнул интерес художника к древнерусскому искусству, особенно церковному, рассказал, что студенты "Мухи" ездили на практику в Ферапонтов монастырь, копировали фрески Дионисия. В работах Кондурова, отметил Алексей Талащук, красота предстает как духовное понятие.

Александр Кондуров учился на отделении монументальной живописи Художественно-промышленной академии имени. Член Союза художников России, обладатель гран-при Всесоюзного конкурса плаката, двух серебряных медалей ВДНХ, лауреат конкурса графики имени Владимира Набокова, фестиваля "Мастер-класс"". Участник международных выставок. Произведения художника находятся в музеях и частных собраниях.

Выставка открыта по субботам и воскресеньям с 12:00 до 18:00 до 19 августа. Вход свободный.

Фото Рима Шагапова и Татьяны Кириллиной
ИА "Вода живая",
15.07.18

Упоминания в новостях

Все новости >>