Священник и практикующий психолог протоиерей Андрей Лоргус выступил в актовом зале Русской христианской гуманитарной академии с лекцией "Любовь и зависимость", а также представил свою новую книгу "Влюбленность, любовь, зависимость", вышедшую в свет в издательстве "Никея".
На презентации присутствовали читатели, студенты, психологи и священники, среди них были председатель епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Александр Дягилев и петербургский представитель издательства "Никея" Анна Ершова.
Протоиерей Андрей Лоргус рассказал о книге "Влюбленность, любовь, зависимость", написанной в соавторстве с христианским психологом Ольгой Красниковой. Это первая из пяти книг по семейной психологии, запланированных к выпуску в серии "Путь семейной жизни" издательством "Никея". В книге поднимается самый широкий круг вопросов, связанных с понятием зависимости, и раскрывается идея семейных отношений, построенных на любви.
"Решение или отказ от решения вступить в брак может быть обоснованным и зрелым, если люди хорошо понимают качество своих отношений с партнером, - начал разговор отец Андрей. - Нужно хорошо разбираться в том, что движет мной, какова моя мотивация и что со мной происходит - любовь, влюбленность, страсть, меркантильный расчет, невроз или зависимость. Понятия любви, влюбленности и зависимости не лежат в одной плоскости: из зависимости не вырастает любовь, нельзя превратить зависимые отношения в отношения любви, потому что они совершаются в разных плоскостях. В зависимых отношениях любви трудно выживать. В созависимых отношениях либо любовь погибает, либо человек теряет связь со своей любовью и страдает".
Главным отличием зависимости от любви отец Андрей назвал манипуляцию, которой наполнены отношения созависимых партнеров. Вместо любовных отношений возникают манипуляторные. "В основе деятельной любви лежат познание, внимание, забота, уважение и ответственность, - продолжил он. - Деятельная любовь отличается от самого чувства любви. Конечно, чувство любви - это сила, связывающая мужчину и женщину, которая переживается ими как что-то небывалое. Это энергия, свет, свобода. Но если любовь становится предметом наших отношений, если мы выстраиваем отношения на основе любви, то в них должны присутствовать эти пять составляющих".
По мнению протоиерея Андрея Лоргуса, важно не только иметь представление о своих эмоциональных реакциях, страхах, предпочтениях и ценностях, но и понимать, с чем можешь примириться в отношениях, а с чем нет. Важно также понимать, чего хочет, с чем может и с чем не может смириться предполагаемый спутник жизни. Чтобы узнать это, нужно длительное время. Познание разворачивается во времени, оно не может быть сжато. Чтобы познать партнера, нужно оказаться с ним, например, на работе, в кругу его семьи и друзей, на отдыхе, в походе.
"Знание друг друга - это процесс, который не прекращается никогда, даже в браке. Это знание нам нужно потому, что любовь - это отношения с открытыми глазами, лицом к лицу. В течение жизни мы меняемся, и познание - это еще и познание перемен, которые происходят со мной и моим партнером", - отметил отец Андрей.
Протоиерей Андрей Лоргус отметил, что в отношениях мужчины и женщины важна партнерская, а не родительская забота: человек должен знать и понимать, о чем его просит партнер и о чем не просит. Забота не означает решение всех проблем партнера и не исключает его ответственности, в ней есть уважение воли и свободы другого человека.
В основе уважения лежит безусловное признание личности другого человека, отношение к нему как к образу и подобию Божию. Это не уважение за что-то, а вопреки всему. Без уважения построить партнерские отношения невозможно, если нет уважения, то партнер превращается в объект, а не воспринимается как личность. В любви нужно избегать того, чтобы другой становился объектом, который соответствует или не соответствует нашим ожиданиям и желаниям.
В любви также важна ответственность за себя, свои мысли, чувства, желания и потребности, за те поступки, которые я совершаю в этих отношениях. Она не предполагает ответственности за чувства и поступки партнера, за которые он отвечает сам, - это ответственность за ту часть отношений, которая находится в "моей" зоне.
"В созависимых отношениях нет главного - уважения, потому что другой является объектом компенсации моих собственных проблем, средством решения собственных дефицитов, комплексов неполноценности. В созависимых отношениях партнер - этот тот, кто заполнит мою пустоту, насытит меня эмоциями радости и удовлетворения, сделает меня счастливым. Это не что иное, как детский запрос на удовольствие. В созависимых отношениях один старается так крепко привязать к себе другого, чтобы тот думал, что не сможет жить без него. Оба партнера здесь являются инфантильными, потому что они иллюзорно убеждены в том, что для взрослой жизни они несостоятельны, и им нужен кто-то, кто восполнит их несостоятельность. Только в паре они обретают иллюзию устойчивости, и их опорой становятся их созависимые отношения, которые распространяются на всю семью", - пояснил отец Андрей.
Как понять, что отношения являются созависимыми? Главный показатель - это манипуляции со стороны партнера. Отец Андрей привел в пример ситуацию, когда один человек обижается на другого и вынуждает его испытывать чувство вины и делать все, чтобы партнер его простил. Такие отношения отличаются от любви тем, что любящий дарит без потребности получить, он способен отдавать и радоваться этому. В зависимости же нет такой свободы - один всячески угождает другому, но взамен с помощью манипуляций требует подчиненности и преданности. Любовь дает веру и силы, зависимость же дает только страх и слабость.
"Часто партнеры, живущие в созависимых отношениях, не хотят расставаться и готовы терпеть друг друга, потому что боятся остаться наедине со своей ущербностью и дефицитами, - отметил отец Андрей. - Многие пары даже не догадываются, что их отношения являются созависимыми, они проецируют их на работу, на отношения в коллективе, даже на Бога. С Богом они тоже пытаются построить отношения, основанные на манипуляции и услужливости, но без любви".
Отец Андрей рассказал, что, будучи священником, часто встречает такие пары. Если они приспособились, прижились и не испытывают потребности что-то менять в своих отношениях, отец Андрей не вмешивается в их жизнь. Но бывают случаи, когда у таких людей возникает запрос на изменение ситуации, тогда появляется возможность психологической работы.
"Надо иметь в виду очень важную вещь: исцеление от созависимых отношений одного партнера может обернуться разрушением отношений, трагедией для семьи. Духовное освобождение человека может привести к утрате тех отношений, которыми он дорожит. Поэтому при психотерапии нужно всегда предупреждать людей о том, к чему она может привести, и предлагать сделать выбор им самим", - заключил отец Андрей.
Слушатели задавали отцу Андрею много вопросов. В частности, протоиерей Александр Дягилев спросил, может ли священник поощрять желание одного из супругов освободиться от созависимых отношений даже тогда, когда это может привести к разрушению семьи. Отец Андрей ответил, что священник, как и психолог, не должен брать на себя ответственность за сохранение семьи или за развод, нужно четко поставить границы и предоставить своим духовным чадам право самим принимать решения. Пастырская и психологическая задачи состоят в том, чтобы помочь человеку развить в себе свободу и ответственность.
На вопрос о том, как отделять психологические проблемы от духовных, протоиерей Андрей Лоргус ответил, что вопросы смысла жизни, свободы, реализации и призвания - это смысловые, духовные проблемы. Психолог может быть здесь помощником, потому что некоторые духовные проблемы имеют свои корни в психологических особенностях.
Одним из слушателей был задан вопрос о том, в чем отец Андрей видит свою миссию. Он ответил, что поле его деятельности лежит на границе между научной психологией и христианской аскетикой (пастырством), поскольку многие проблемы и задачи являются пограничными, и чтобы решить их, нужно смотреть с разных точек зрения.
После лекции состоялась встреча отца Андрея с председателем комиссии по вопросам семьи, материнства и детства протоиереем Александром Дягилевым, во время которой обсуждались планы дальнейшего сотрудничества.
Презентация книги протоиерея Андрея Лоргуса "Влюбленность, любовь, зависимость" состоялась также 3 марта в книжном магазине "Буквоед на Восстания", открытая лекция на тему "Психология личности" прошла 3 марта в РХГА.
Протоиерей Андрей Лоргус - клирик храма святителя Николая на Трех Горах. В 1982 году окончил факультет психологии МГУ, в 1991-м - Московскую духовную семинарию. Рукоположен во пресвитера в 1993 году. Был деканом факультета психологии Российского православного университета Иоанна Богослова. С 1996 года преподает антропологию и христианскую психологию в МГУ, Российском православном университете и Институте христианской психологии. В настоящее время является ректором Института христианской психологии. Читает авторские курсы "Православная антропология", "Духовный путь личности", "Богословие языка и речи", "Психопатология религиозной жизни" и другие. Автор четырех книг издательства "Никея": "Книга о счастье", "Благословенный труд. Карьера, успешность и вера", "Книга об отцовстве", "Влюбленность, любовь, зависимость".
ИА "Вода живая",
04.03.16
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура