"Стяжать мир в душе"

Митрополит Варсонофий совершил повечерие в Константино-Еленинском монастыре
В четверг 1-й седмицы Великого поста, 5 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил повечерие с чтением канона Андрея Критского в Константино-Еленинском монастыре

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, клирики обители и другие священнослужители.

За богослужением молились настоятельница игумения Илариона (Феоктистова) и сестры монастыря.


"Святитель Иоанн Златоуст говорит, что как пастырь выводит овец на пастбище, на зеленую траву, чтобы овцы ее щипали, так и Церковь выводит в эти дни своих словесных овец на обильное пастбище поста, где предлагает нашим душам пищу для размышления, - сказал владыка в проповеди. - В первую очередь надо размышлять о посте и покаянии. Пост, как мы знаем, был установлен Господом еще в раю и сопровождает человечество всю историю до сего дня. Все знают, что пост - это воздержание. А покаяние имеет более широкий смысл. Если бы не было покаяния, город на Неве не мог бы называться Санкт-Петербургом, потому что апостол Петр не был бы святым, не спасся. А благодаря покаянию он святой, и в честь него назван город. Покаяние - это было первое слово, с которым Иоанн Предтеча вышел проповедовать на Иордан. К покаянию призывали все пророки, праведники. Но вот Иоанн вышел и сказал: "Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное" (Мф. 3:2). Услышав это, люди двинулись на Иордан, исповедали грехи, и он их крестил. Но этого было недостаточно: требовалось покаяние - изменение жизни, которой жили тогда иудеи. Они стали спрашивать, в чем им меняться, - сами этого не понимали. Люди жили обычной жизнью, что тут можно поменять? Тогда он сказал: у кого две одежды - отдай одну, уже в лучшую сторону поменяешься. У кого есть еда - накорми странника, голодного. Мытари приходили: "А что нам делать?" - "Не обирайте народ". Приходили воины - им он тоже наказывал никого не обижать".

"То есть требуется обязательная перемена жизни - не просто прийти на исповедь и сказать: "У меня такие-то грехи", - продолжил архипастырь. - Исповедь - это важно, мы свидетельствуем перед Богом, что нарушили Его заповеди. Грех - наша ошибка. Мы ошибаемся, делаем неправильный выбор. Эти поступки совершаются вопреки Богу, а наша задача - вернуться на путь Божий, покаяться, сказать: "Господи, я согрешил тем-то и тем-то, обязуюсь исправиться". Исповедью мы одновременно и умаляем себя, и возвеличиваем в очах Божиих. Так и получается: грешник должен смириться, осознать свои слабости. Грешник - не сильный человек, а всегда слабый, немощный. Это он кажется сильным - нет, все преступления совершаются исключительно слабыми людьми. Сильный не будет совершать преступлений, проступков, а слабость как раз проявляется в грехе. Чтобы измениться, мы должны встать спиной к греху, а лицом к Богу. Пока стоим к греху лицом, стоим спиной к Богу. Видите - нужно разворот сделать! Чтобы полюбить Бога, надо возненавидеть грех. Если мы любим грех, значит, не любим Бога. Вот такой разворот нужно сделать. Это и называется покаянием. Когда покаемся, душа становится чистой, как младенец. И нужно ее питать, как мы питаем младенца. А чем? Словом Божиим. Тогда душа будет сытая. Питать ее надо и молитвой, и любовью к Богу, и добрыми делами, ограждать от неприятностей греховных. Вот чем надо заниматься после исповеди, когда душа очистилась. А дальше надо ее украшать - себя-то мы украшаем? Просыпаемся утром - зубы чистим, гимнастику делаем, одеваемся и перед зеркалом крутимся - как красиво мы выглядим! Но это все внешнее, а точно так же нужно душой заниматься - украшать ее, чтобы она приносила плоды. А как она плоды принесет? Ей надо создать тепличные условия. Что помогает нам выращивать растения в теплицах? Свет, тепло и вода - и плоды готовы: помидоры, огурцы... А душа? Свет для души - это Евангелие. Читаем его - и душа просвещается. Тепло - это молитва. А вода - милостыня. Всего три вещи - и душа будет приносить плоды, расти, уподобляться Богу, святым".

"Во время поста обязательно должна быть перемена. Какие-то раны необходимо уврачевать. Бывает, раны не так быстро зарубцовываются, не быстро удается изменить свою жизнь. Но надо потихоньку, от поста к посту, становиться чище. Канон, который мы читали, полезен и для тех, кто уже живет правильной жизнью, и для новоначальных. Всем важно посмотреть, как праведники жили, как иногда падали. Царь Давид в старости согрешил. Значит, старость ничего не гарантирует. Святой человек был, а в старости совершил грех - прелюбодеяние. Значит, и нам надо быть осторожными, даже тем, кто много лет в монастыре живет. А молодые, бывает, хорошо держатся: помните, Иосиф, когда жена фараона стала его соблазнять, взял и убежал? И молодые бывают лучше старых... Так что люди в любом возрасте должны укрепляться и являть пример для тех, кто слабее. Ну, а грешникам не надо отчаиваться. Мы видим, какие падения совершали люди - и все, кто покаялся, спаслись. Господь милосерден, в течение поста мы будем видеть примеры покаяния. Будем чествовать, например, преподобную Марию Египетскую, вспоминать, как она совершала покаяние. Будем читать преподобного Иоанна Лествичника. В ближайшую Неделю торжества православия будем говорить об иконах, это тоже пища для ума, потом будем Крест выносить. Церковь нам предлагает разнообразную духовную пищу. Как никогда, постом надо больше читать, в храм ходить и менять свою жизнь на добродетельную, поворачивать к Богу. Если мы ее повернем к Богу - значит, правильно шли и встретим Светлое Христово Воскресение умиротворенными. Главное - стяжать мир душевный. Как говорил преподобный Серафим Саровский: "Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи". Начать надо с подвига поста и покаяния, а завершится это миром в душе. Мы его получаем как дар, результат правильного поста и покаяния", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Обители было подарено Евангелие.

Исторически в Хапполо (так называлось Ленинское до 1948 года) не было православного храма: территория входила в Великое княжество Финляндское, и население в основном исповедовало лютеранство. В 1998 году в поселке была создана община. Храм строили на месте сгоревшего клуба на средства ктитора Константина Голощапова, главы компании "Росцентрпроект" управления делами президента РФ. Первая служба в храме святых Константина и Елены состоялась в Рождественский пост 1999 года. 6 октября 2006 года Священный Синод постановил открыть Константино-Еленинский монастырь. Первые сестры приехали сюда из петербургского Новодевичьего монастыря. Храм Похвалы Пресвятой Богородицы возведен по проекту Сергея Павлова. С 2015 года в нем проходят богослужения. Был освящен малым чином Святейшим Патриархом Кириллом 18 августа 2017 года. Великое освящение совершил 21 октября 2018 года митрополит Варсонофий. 

ИА "Вода живая",
05.03.20

Видео: Великое повечерие в Константино-Еленинском монастыре

Константино-Еленинский женский монастырь

188839, Ленинградская область, Выборгский район, поселок Ленинское, ул. Советская, д. 44

Упоминания в новостях

Все новости