"Омофор Богородицы"

Митрополит Варсонофий совершил утреню в храме святых Петра и Февронии
В канун праздника Похвалы Пресвятой Богородицы (Субботы акафиста), 16 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил утреню с чтением акафиста Пресвятой Богородице в храме благоверных князей Петра и Февронии.

Его Высокопреосвященству сослужили настоятель иерей Олег Семенов с клиром и другие священнослужители.

За усердное служение Святой Церкви были награждены клирики храма иконы Божией Матери "Всецарица": иерей Илия Герасимов - правом ношения камилавки, иерей Александр Шепиль - правом ношения наперсного креста золотого цвета.

Было совершено молебное пение акафиста Божией Матери.


"На пятой седмице Великого поста Святая Церковь по уставу совершает акафистное пение в честь Божией Матери, - сказал владыка в проповеди. - Оно пришло к нам из древней Византии. Когда Константинополь был окружен войсками персов и не было надежды на спасение, верующие решили всю ночь стоять на молитве. Обычно греки сидят в храмах, но они совершили молебное пение стоя. Акафист - значит "неседален", нужно стоять, а не сидеть. Его полюбили не только клирики, но и миряне. Думаю, многие из вас читают акафист дома, он хорошо составлен, доступно для нас, хотя выразить любовь и всю славу Божию не так-то просто в нескольких икосах и кондаках".

"Мы знаем, что Матерь Божия уже была известна в Совете Пресвятой Троицы, когда было определено Сыну Божию искупить род человеческий через Деву, которая со временем родится и через Нее Он придет на землю, - продолжил архипастырь. - Уже в Ветхом Завете много раз Богородица упоминается в прообразах. Сначала на первых страницах Библии, когда Бог сказал нашим прародителям, что "Семя жены сотрет главу змия" (Быт. 3:15). Дальше мы видим в Ветхом Завете пророческие образы: лестницу Иакова, соединяющую небо и землю, Купину Неопалимую. Почитание Царицы Небесной началось со времен апостольских, но Она, видимо, не давала благословения, чтобы Ее так чтили, и после Ее стали прославлять как нашу Заступницу, которая действительно соединяет нас со Спасителем. Никто так не может нас привести к Богу, как Его Мать. Поэтому христиане стали прославлять Царицу Небесную, и много Ее чудотворных явлений было в древности и в наши дни".

"Те, кто обращается к Божией Матери, всегда получают Ее утешение в скорбях. Она заботится о христианах, Ей радостно, что мы сегодня собрались в храме, чтобы совершить акафистное пение. Мы пришли к Божией Матери, и Она всех запомнила, кто молился. Мы получим от Нее милость. Всегда надо приходить в богородичные праздники в храм - никто не уйдет неутешенным, всегда Матерь Божия приносит в наши души мир и радость. Поэтому почитание Богородицы должно быть у нас всегда и повсеместно", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Он поздравил клириков храма с наградам, отметив, что всегда надо брать пример с Царицы Небесной и быть возле Господа, не отступать, как Она не отступала от Него до самой Голгофы.


"Так и нам больше некого любить на земле, только нашего Спасителя. Все через Него и с Ним. Все отойдет, только Он будет с нами вечно, поэтому надо любить Христа так же, как любила его Божия Матерь. Особенно сейчас, когда мы проходим Великий пост и уже направляемся к Страстной седмице, где будем рядом с Господом перечитывать евангельские события Страстной седмицы, просить Его простить наши грехи и помиловать нас. А Царица Небесная будет покрывать нас Своим омофором, избавлять от врагов видимых и невидимых, чтобы мы достойно прошли Великий пост и радостно встретили Светлое Христово Воскресение", - сказал правящий архиерей.
Настоятель поблагодарил митрополита за совместную молитву и подарил ему книги об истории иконописи.

Община в честь иконы Божией Матери "Всецарица" был зарегистрирован в июле 2012 года. Планируется возведение большого храма с духовно-просветительским центром. Богослужения проходят в малом храме святых Петра и Февронии.

Утреня с чтением акафиста Пресвятой Богородице совершается в канун службы субботы пятой седмицы Великого поста, которая носит название "Похвала Пресвятой Богородицы". Праздник установлен в память троекратного избавления Константинополя от нападения врагов по молитвам к Божией Матери (авары - в 626-м, персы - в 677-м, арабы - в 717-м годах). Первоначально празднование совершалось лишь во Влахернском храме Константинополя, позднее праздник был внесен в типиконы монастырей святого Саввы Студийского, затем в церковные богослужебные книги и стал общим для всей Восточной Церкви. Акафист Пресвятой Богородице написан в VII веке, он послужил образцом для всех последующих акафистов. Он состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов. На праздничной утрене весь акафист прочитывается в четыре приема.

Праздник Похвалы Пресвятой Богородицы был установлен в IX веке в память о неоднократном спасении Константинополя от вражеских нашествий. Первое из них относится к 626 году, когда Второй Рим осадили войска Аварского каганата. Это тюркское государство, занимавшее земли Северного Причерноморья и Нижнего Дуная, выступало на стороне Персии в Ирано-византийской войне (602-628). 80-тысячная армия авар и подвластных им племен славян, булгар и германцев осаждала Константинополь десять дней. Славяне (которые в связи с этим событием впервые упоминаются в письменных источниках) играли ключевую роль: на моноксилах (лодках-однодревках) они атаковали Константинополь с моря. И именно разгром славянской флотилии позволил снять осаду.

ИА "Вода живая",
16.04.21