"Подражать святителю"

Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение на подворье Александро-Свирского монастыря
В канун праздника Обрезания Господня, дня памяти святителя Василия Великого, 13 января, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме Рождества Христова подворья Александро-Свирского монастыря.

Его Высокопреосвященству сослужили епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель иеромонах Николай (Бестужев) с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.


"Мы отмечаем сегодня восьмой день после Рождества Христова, празднуем Обрезание Господне и память святителя Василия Великого, - сказал владыка в проповеди. - Этот удивительный человек жил в четвертом веке, в семье было десять детей, и пятеро из них стали святыми. Его мать тоже стала святой. В такой семье он воспитался в трудное время, когда бушевала арианская ересь. На Первом Вселенском Соборе в 325-м году, казалось бы, ее победили, но многие архиереи, духовенство, правители все еще придерживались этой ереси. Арий говорил, что Иисус Христос не Сын Божий, а творение Божие, сам же Бог один, нет ни Сына, ни Духа Святого. В подчинении святого Василия Великого на территории Кесарии в Каппадокии было 50 епископов, и практически все были ариане. Нужно было обладать силой, чтобы преодолеть этот раскол. Православные и ариане друг друга обличали, называли еретиками. Власти поддерживали ариан. При императоре Валенте они продолжали эту поддержку, ариане захватили все храмы. Святитель Василий Великий отдавал все силы, чтобы ниспровергнуть ересь: писал трактаты, проповедовал, беседовал. Он умер за два года до Второго Вселенского Собора, когда вновь четко было выражено православное учение, в том числе о Духе Святом".

"Еще до своего епископства святой Василий Великий посетил монастыри Египта, Сирии, Палестины, - продолжил архипастырь. - Он смотрел, как подвизаются монашествующие. Когда в Церковь пришли язычники и принесли в нее свои нравы, многие верующие разочаровались и тысячами уходили в пустыню. Святой побывал у преподобных Антония Великого, Пахомия Великого и других подвижников. В то время в одном монастыре собирались сотни монахов. Везде было по-разному. В одной обители только молятся, больше ничего не делают, впадают в прелесть, и непонятно, как спасаются. В другом трудятся с утра до ночи, что-то делают и продают, как будто это кооператив, а на молитву времени не остается. Василий Великий нашел середину и придумал такой устав, чтобы хватало времени и на молитву, и на труд. Он основал несколько монастырей и ввел этот устав".

"Литургия была и до Василия Великого, но он решил добавить к ней свои молитвы и написал их прекрасно. Они носят тринитарный дух, в них больше говорится про Троицу. Молитвы большие, интересные. Мы десять раз в году совершаем это богослужение, в нем удивительно выражено учение Православной Церкви. Этой Божественной литургией святитель обессмертил свою душу. У него есть творения и на Библию, известны его "Беседы на Шестоднев". Он приводил современные ему доказательства бытия Божия и растолковывал историю сотворения мира. Книги его изданы, их можно читать. Нам он преподает урок: нужно знать догматическое богословие, чтобы никогда ни в какие ереси не впадать. Поэтому все батюшки должны учиться, получать прекрасное образование, такая возможность сейчас есть. При этом нужно усилить свою молитвенную жизнь. Главное - молиться, чтобы знать Бога не только в теории, чтобы Он касался нашего сердца. Господу нужно наше сердце. Мы должны внутренне постоянно Ему молиться, чувствовать Его близость, благодать. И так будем подражать святителю Василию, великому богослову, но еще и великому молитвеннику и чудотворцу", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Владыке Мстиславу и отцу Николаю были подарены иконы Рождества Христова.

Епископ Мстислав преподнес митрополиту Варсонофию Тихвинскую икону Божией Матери.

Храму были подарены собрания проповедей Святейшего Патриарха Кирилла и митрополита Варсонофия.

Правящий архиерей посетил действующий при подворье "пещерный" храм Свято-Людмилинской единоверческой общины. Его сопровождали сослужившие и ктитор прихода Александр Гнып, консультант епископа Мстислава по делам единоверческих приходов и взаимодействию со старообрядческими согласиями.

Христорождественский храм в Невском районе является подворьем Александрo-Свирского монастыря. На месте нынешнего Брестского парка и территории подворья в годы Великой Отечественной войны находилось Невское кладбище, где хоронили жертв блокады. После войны кладбище сравняли с землей. На его месте устроили склады Ленкниги. Подворье начали возрождать в 1999 году, было выделено здание бывшего книжного склада. Укрепив и перестроив здание, весной 2000 года возвели купол над алтарной частью храма и колокольню при входе. Во внутреннем дворе устроили часовню, трапезную, подсобные помещения. Во временном храме начались регулярные богослужения. Были написаны иконы, поставлен иконостас. В том же году возвели храм Рождества Христова.

ИА "Вода живая",
13.01.22

Храм Рождества Христова. Подворье Александра Свирского монастыря

193230, Санкт-Петербург, Невский район, пер. Челиева, 10

Упоминания в новостях

Все новости