"Как победить зло"

Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Троице-Сергиевой пустыни
В канун Недели 32-й по Пятидесятнице, преподобного Антония Великого, 29 января, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в Троице-Сергиевой пустыни.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный монастыря игумен Варлаам (Переверзев) с братией, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.


"Преподобный Антоний Великий - один из основателей монашества, родился в благочестивой коптской семье, - сказал владыка в проповеди. - Копты дали множество святых в древности и в наше время: мы помним, как несколько лет назад группа рабочих-коптов поехала из Египта в Ливию на заработки. Там они попали в руки боевиков. Их поставили на колени, велели отречься от Христа, принять ислам. Они отказались - и им всем отрезали головы. Новомучеников похоронили в соборе Каира, там их почитают. В древности в Египте, Палестине, Сирии много было христиан, именно там явились миру первые подвижники-монахи. Преподобный Антоний рано лишился родителей, лет в двадцать, но, поскольку был воспитан в христианской вере, задумывался о жизни в Боге и о том, как воплотить Евангелие в жизни. Однажды, как пишет агиограф Афанасий Великий, Антоний был в церкви и услышал евангельские слова: "Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною" (Мф. 19:21). Призывы к совершенству есть и в Ветхом Завете, а Иисус Христос желающим быть совершенными велел от всего отвязаться, к чему человек в мире привязан, и привязаться только к Нему. Антоний понимал, что зло, которое есть в мире, - а мир во зле лежит (1 Ин. 5:19) - человеку побороть невозможно. Но это не главное зло, от него можно себя оградить, а вот зло, которое внутри человека, гораздо более разрушительно. Он решил уединиться от мира, уйти в пустыню и там сразиться лицом к лицу с этим злом".

"А это зло, вы знаете, - наши страсти: чревоугодие, сребролюбие, тщеславие, гордость, - продолжил архипастырь. - Как их победить? Можно ли в миру победить чревоугодие? Кто-то может, но если человек часто ходит в гости и принимает гостей, и везде застолье, как чрево победить? А если он все время в заботах о своих делах, семье, как сребролюбие победить? Чтобы избавиться от всего этого, нужно уединиться, и Антоний уединился в пустыне. Стал бороться, помыслы одолевали его, и он не знал, что с ними делать. Тогда ведь не было книг - это сейчас много святоотеческой литературы, а тогдашние отшельники были первопроходцами. Были и другие отшельники в пустыне, но тоже неопытные. Антоний стал вопрошать Бога, что ему делать, чтобы победить помыслы. И было ему видение - ангел в образе человека плел веревки, потом становился на молитву, а после снова плел веревки. И был голос: "Трудись, молись - и спасешься". Он стал так делать, изготовлял какие-то изделия, продавал через знакомого - так и жил. Но этого ему показалось мало, он пошел дальше в пустыню, взял на себя еще больший подвиг. Тут уже сам сатана стал его искушать: насылал на него змей, скорпионов, диких зверей. Они постоянно его атаковали, не давали молиться. Потом и сам сатана явился в образе огромного человека. Антоний понял, что это не человек, ведь таких людей не бывает, плюнул в него, и сатана исчез. Помните, при крещении человек отрицается сатаны, священник ему говорит: "И дунь, и плюнь на него". Так Антоний и поступил".

"Сатана ему отомстил - он не любит, когда на него плюют. Стал избивать Антония, тот был весь в ранах, совершенно обессилел, упал на землю. Господь явился ему, тьма ушла. Антоний спросил: "Господи, где же Ты был?" - "Я был рядом, видел твое мужество. Если бы ты хоть на мгновение поколебался в вере, Я бы пришел на помощь. Но ты поборол сатану сам, и теперь Я всегда с тобой". Господь больше не оставлял Антония, тот возрастал, стяжал дары прозорливости, исцеления. Бог явил его миру: у Антония появились ученики, он стал их воспитывать, исходя из своего опыта. Как-то святой спросил: "Господи, я вижу, что любого монаха, пустынника окружает множество ангелов. Но почему же не все монахи спасаются, какие-то погибают?" Господь ответил: "Сатана не имеет над людьми никакой власти, Я его победил. Люди сами увлекаются сладострастием и похотью. Монахам нужно смотреть за собой, и ничего не случится". Антоний рассказывал ученикам о своих беседах с Господом, наставлял их. Мы, современные монахи, можем читать эти советы и учиться. Но сейчас монахи живут в общежительных монастырях, помогают друг другу, вместе совершают богослужения, сидят за трапезой, выполняют послушания. А отшельники жили по одному, им неоткуда было ждать помощи - как могли, так и спасались. Так что сейчас гораздо легче, только надо иметь мужество и любовь к Богу. Для чего люди приходят в монастырь? Чтобы ответить на любовь Божию своей любовью, послужить сердцем Богу и приходящим в обитель. Наша задача - спасти себя, и люди вокруг нас тоже будут спасаться", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Обители были подарены собрания проповедей Cвятейшего Патриарха Кирилла и митрополита Варсонофия.

В связи с 30-летием служения в сане пресвитера и 60-летием настоятель архимандрит Николай (Парамонов) был награжден орденом преподобного Серафима Саровского III степени. Игумен Герман (Горянчик) в связи с 55-летием награжден патриаршей грамотой.

Верующим раздали иконки преподобного Серафима Вырицкого.

Троице-Сергиева пустынь была основана по указу императрицы Анны Иоанновны в 1734 году. Через 30 лет по проекту Пьетро Трезини были построены собор Святой Троицы и кельи. Следил за ходом работ знаменитый зодчий Бартоломео Растрелли. Расцвет пустыни связывают с приходом в настоятели в 1834 году архимандрита Игнатия (Брянчанинова). Обитель была закрыта в 1919 году, но богослужения в некоторых храмах продолжались еще более десяти лет. Во время войны в монастыре стояла немецкая танковая дивизия. Но самые большие разрушения ему причинила советская власть. Во время хрущевской антирелигиозной кампании были взорваны Свято-Троицкий и Воскресенский соборы, Покровский и Никольский храмы. К началу 2000-х насельники добились передачи монастырю в бессрочное безвозмездное пользование всей территории и помещений.

ИА "Вода живая",
29.01.22

Упоминания в новостях

Все новости >>