Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Петропавловском соборе


Его Святейшеству сослужили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий, епископы Выборгский и Приозерский Игнатий, Кронштадтский Назарий, Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, Гатчинский и Лужский Митрофан, Петергофский Силуан, а также секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель архимандрит Александр (Федоров) с сонмом духовенства.

Среди молящихся были губернатор Александр Беглов, спикер Заксобрания Александр Бельский, депутаты Госдумы Вячеслав Макаров и Михаил Романов, игумении София (Силина), Илариона (Феоктистова), Людмила (Волошина), монахиня Евфросиния (Олюшина), директор Музея истории Санкт-Петербурга Владимир Кириллов.

Пел хор Исаакиевского собора под управлением Льва Дунаева.

Правящий архиерей поблагодарил Предстоятеля за совместную молитву, поздравил с праздником, преподнес ему икону равноапостольного Кирилла, крест и панагию. "Церковь три с лишним недели готовила нас к этому празднику, она знает, какой подвиг совершили эти первые ученики Христа, проповедуя Его учение по всему миру, крестя людей, - сказал он. - Вера эта дожила до нашего времени, и сегодня вы возглавляете апостольские труды в Русской Православной Церкви, также постоянно проповедуете отовсюду - со всех амвонов, по телевидению, в храмах и монастырях Слово Божие, уча нас жить по Евангелию, быть настоящими христианами. Мы ценим ваши труды, молимся за вас постоянно, чтобы Господь укреплял ваши силы свидетельствовать миру о Христе и Его ценностях. Хотим пожелать вам доброго здоровья, помощи Божией в дальнейших трудах на благо Русской Церкви, нашего народа. Мы знаем, как вы жертвенно относитесь к своему служению, у вас практически нет свободных дней, а только постоянная работа. Пусть Господь укрепит вас на этом пути".


"Сердечно приветствую и поздравляю вас с праздником града святого Петра, с престольным праздником исторического кафедрального собора, находящегося здесь, в крепости, откуда и пошел Санкт-Петербург, с днем памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла! - сказал Предостоятель. - В сегодняшнем евангельском чтении (Мф. 16:13-19), посвященном апостолам, содержится важный сюжет, который при правильном понимании может многое нам открыть. Господь спрашивает Своих учеников: за кого Меня почитают люди? Ведь толпы ходили, и Спаситель спрашивает: за Кем они ходят? Почему они за Ним ходят? Апостолы стали перечислять: кто-то Тебя почитает за Иоанна Предтечу, кто-то за Илию Пророка, который жил за сотни лет до того, за Иеремию, за других пророков. Мол, кто-то из великих пророков и явился в образе этого Человека, потому что кто может творить такие чудеса, кто может говорить такие слова, кроме как пророк? Люди связывали личность Господа и Спасителя с историческими ветхозаветными пророками, и это было в каком-то смысле логично, все оставалось в парадигме Ветхого Завета. Но, понимая так пришествие Спасителя, люди не открывали для себя самое главное.
Когда же Господь спросил апостолов: ну, а вы за кого Меня почитаете? - последовали слова апостола Петра: "Ты - Христос, Сын Бога Живаго". Наверное, эти слова всех поразили. И Господь говорит Петру: ты сказал это не потому, что тебе так сказали плоть и кровь твоя, то есть не по памяти, не в силу своего образования или каких-то знаний. Ни по каким причинам, которые формируют мышление человека и обостряют его память, сказать это было невозможно. Почему? Да потому что ты, Петр, получил это откровение свыше.
И ведь действительно, так и произошло. Апостол Петр исповедовал Иисуса, своего Учителя, Мессией, Господом и Спасителем. Это было что-то совершенно невероятное. Нам с вами сейчас и не понять всей неожиданности этого исповедания, так выпадающего из общепринятой картины религиозной жизни. Ведь иудеи ждали Мессию, и вдруг простой человек говорит: да ты и есть Сын Божий, Мессия, то есть Избавитель мира!"

"Исповедание апостола Петра легло в основу всей дальнейшей христианской истории, - продолжил Святейший владыка. - И мы как продолжатели апостола Петра свидетельствуем миру, что Иисус есть Господь, пришедший в мир две тысячи лет назад. Не великий мыслитель, как о том могут писать в умных толстых книгах; не религиозный деятель, обладавший особой силой внушения, а Сын Божий, Сам Господь, явившийся в мир. И потому вслед за апостолом Петром поколения и поколения христиан повторяют: "Ты Сын Божий, Избавитель мира". И ведь не всегда свидетельство о том, что Господь есть Мессия, обетованный пророками Ветхого Завета, было спокойным и безопасным. Напротив, на протяжении большей части истории это свидетельство сопровождалось очень большими рисками. Что было во времена господства языческих культов, хорошо известно; гонения продолжались и на окраинах Римской и Византийской империй, где христианство соприкасалось с другими религиями. Но, наверное, никогда не было так опасно проповедовать слово Божие, как в нашем Отечестве, которое вошло в совершенно нелогичное состояние полного разрыва с Богом и Церковью в связи с революцией, произошедшей не где-то там, а здесь, в этом городе. И потому с особым чувством я и, думаю, многие из вас возносили сегодня молитву ко Господу. Потому что свидетельство о том, что Иисус есть Сын Божий, Мессия, Спаситель, мы с вами, люди XXI века, повторяем в совершенно иных исторических, культурных и политических условиях. Что же это означает? А для того чтобы понять, что это означает, давайте напряжем память и попытаемся вспомнить, какое интеллектуальное, духовное или иное открытие древности до сих пор для нас актуально. Ответ: никакое. Да, в школах, университетах мы изучаем, в том числе, творения древних греческих и римских философов, нам это интересно, но это все неактуально, мы не живем теми идеями, теми мыслями, которые будоражили мир, которые считались пиком интеллектуального развития человечества. Всё в прошлом, всё предмет истории, археологии и прочих наук, изучающих прошлое. А весть, которую нам принес Господь, - это не исторический сюжет, который изучается как далекое прошлое. Почему? Да потому что Господь Слово Свое, мысль Свою, проповедь Свою реально актуализирует всякий раз, когда мы собираемся для совершения Святой Евхаристии. Мы называем Евхаристию Таинством воспоминания, но ведь речь не о ментальном воспоминании, - мы наслаждаемся пиром веры, мы сердцем и разумом чувствуем совершение Таинства. А Таинство - это и есть то, что актуализирует прошлое, что делает его реальностью и что, собственно говоря, стирает границу между прошлым и настоящим, и не где-то, не в фантазиях, а в реальной жизни Церкви. Потому что Церковь вчера и сегодня и во веки - та же самая. И в нашей с вами общине апостолы, первые святые, исповедники и мученики чувствовали бы себя так же, как мы чувствуем. Может быть, только удивлялись одеждам, что-то, конечно, изменилось, но ведь в главном все то же самое!"

"Через Божественную Евхаристию Господь является нам, и это так важно сегодня, очень важно, потому что мир очень быстро меняется, - отметил Первоиерарх. - Иногда эти перемены к лучшему, когда речь идет о научно-техническом развитии, которое дарит человеку новые машины, оборудование, некие системы, которые облегчают его труд, его жизнь. Но одновременно это развитие несет в себе определенные трудности, проблемы, а главное, опасности. И если наш высокотехнологичный мир превратится в мир языческий, то у него нет будущего. Это проистекает из примера того самого языческого общества, развитого, образованного, высокоинтеллектуального. Где оно? Его нет; более того, оно рухнуло так, что никакого реального преемства у него не было, кроме как в Церкви, которая, впитав в себя определенную мудрость прежних веков, преломила ее через христианское послание и передала последующим поколениям. И только Церковь до скончания века актуализирует каждому последующему поколению жизнь, проповедь, страдание, смерть и Воскресение Господа и Спасителя, как это происходит всякий раз, когда мы совершаем Евхаристию и когда мы не ментально вспоминаем об этом событии, но реально становимся его соучастниками. В этом и есть сила Церкви. Церковь не только совершает Евхаристию - она проповедует, она учит людей жить по Божиим законам, она предлагает систему нравственных ценностей, которые испытаны веками и отклонение от которых приводило людей и целые цивилизации к тяжелейшим последствиям. Но всякий раз, как в прошлом, так и сегодня, когда Церковь настаивает на необходимости жить по Божиим заповедям и Божиим законам, очень многие на все это смотрят сверху вниз: "Ну, чему вы нас учите? У нас компьютеры, мы на пике прогресса, наше общество развивается на научно-технологических основах. А там, в Церкви, что происходит?" А в Церкви происходит самое главное - в Церкви живет Христос, в Церкви все подлинные ценности актуализируются силой Святого Духа через Божественную Евхаристию и соделывают нас участниками всего того, что совершил Господь, Его учения, страданий, смерти, Воскресения и второго и страшного пришествия, которое тоже вне исторического календаря и актуализируется через совершение Святой Евхаристии. Поэтому, когда мы приходим в храм, мы не просто учимся, хотя и это происходит - храм всегда был школой благочестия, - но в первую очередь силой благодати Божией через Таинство Святой Евхаристии мы соединяемся с Господом, с вечностью, со всем, что было в прошлом, есть сейчас и будет в будущем. Мы действительно выходим на иной уровень человеческого бытия, который только и возможен в Церкви, через ее святые Таинства".

"Мы переживаем непростое время, но простых времен вообще не бывало никогда. Каждое время несло свои вызовы, свои проблемы, и потому только те, кто умел это воспринять правильно, и выходили победителями из исторических катаклизмов, сложнейших и опаснейших. И глад, и мор, и войны, и междоусобные брани - чего только не было! Чтобы мы как страна, народ имели надежду на то, что пройдем благополучно через все мировые кризисы, надо хранить веру в сердце. Мы должны всенепременно хранить связь с Богом через молитву, участие в Таинствах. Для нас это не прошлое, не то, что ученые, изучающие филологию, называют плюсквамперфект, то есть время, которое давно прошло и не имеет отношения к настоящему. Это реальность нашей жизни. И да поможет нам Господь сохранять веру, которая соединяет нас с Господом, со святыми апостолами, сознавать, что это не прошлое, а настоящее и будущее, и строить отношения с ближними и дальними, строить, если хотите, свою политику именно с учетом того великого духовного наследия, которым мы обладаем. Молитвами святых первоверховных апостолов Петра и Павла, покровителей града Петрова, да хранит Господь Санкт-Петербург, землю Русскую и всю нашу Церковь", - завершил проповедь Патриарх Кирилл.
Первоиерарх подарил храму вышитые покровцы, а владыке Варсонофию - крест и панагию.

Затем Святейший Патриарх вознес молитву у гробницы императора Петра I.


"В связи с 350-летием со дня рождения императора Петра, который покоится в этом святом храме, вспомним его словами, которыми мы сопровождаем погребение родных и близких. Тем более речь идет о государственном деятеле, основавшем город, в котором мы находимся, и определившем это место как место исторического кафедрального собора Санкт-Петербурга. Помолимся об усопшем государе Петре Великом", - сказал Предстоятель.
Была возглашена "Вечная память" и исполнен тропарь "Общее воскресение". Святейший Патриарх возложил к гробнице букет белых роз.

Богослужение транслировали телеканалы "Союз" и "Спас".

День первоверховных апостолов Петра и Павла установлен в память об их мученической кончине, а также о праздновании перенесения их мощей в Риме в 258 году.

Петропавловский собор (первый деревянный храм имперской столицы) был заложен этот день 1703 года в центре крепости на Заячьем острове. С 1712 года по проекту Доминико Трезини началось строительство каменного собора. В 1733-м в престольный праздник собор был освящен. Это одна из главных святынь Санкт-Петербурга, усыпальница Дома Романовых, памятник архитектуры петровского барокко, мемориал русской воинской славы. Епархии не передан, находится в распоряжении Музея истории города. Богослужения в нем совершаются регулярно.

ИА "Вода живая",
12.07.22

Упоминания в новостях

Все новости