"Приобщиться любви"

Митрополит Варсонофий совершил пассию в Казанском соборе
В Неделю 5-ю Великого поста, 2 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил чинопоследование пассии в Казанском кафедральном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, иерей Павел Ермошкин, клир собора и другие священнослужители.

Пел хор собора под управлением Светланы Румянцевой.

При пении стихиры "Тебе, одеющагося светом, яко ризою" Святое Евангелие было изнесено на центр храма и положено на аналое перед Крестом. Владыка и духовенство прочли акафист Страстям Христовым.

По возглашении прокимна "Разделиша ризы" был прочитан отрывок из Евангелия от Иоанна о Страстях Христовых.

При пении стихиры "Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного" правящий архиерей, духовенство и все молящиеся совершили поклонение Кресту Господню.


"Мы завершаем Великий пост, пять недель провели в покаянии, - сказал владыка в проповеди. - Нам дается шестая неделя, чтобы еще раз осмыслить, как строить свою жизнь и какие у нас цели. Затем будет Страстная седмица, каждый день которой мы проведем со Христом и переживем события, которые с Ним произошли, а после по милости Божией встретим Светлое Христово Воскресение. Страдания, которые понес Господь, были внутренними, нравственными, о них миру неизвестно, а известно только Ему и трем ученикам, которых Он взял с собой в Гефсиманский сад. Они были рядом, когда Спаситель преклонял колено, клал лицо на землю и молился Отцу Небесному, чтобы миновала Его чаша. Бог полон премудрости, у Него есть разные способы спасти род человеческий, но Советом Святой Троицы был избран путь через Крест. Многие пророки погибли не через крест: Иоанну Предтече отрубили голову, других перепиливали, а Господу было уготовано это. Он нравственно переживал, как человек видел наступающую на Него смерть и просил Отца Небесного: "Отче Мой, если возможно, пусть пройдет мимо Меня чаша сия" (Мф. 26:39). Но Бог Отец оставил Своему Сыну эту чашу. Когда Христос человеческую волю согласовал с волей Божией, Ему осталось только претерпеть телесные муки. О них мы читаем и слышим, как страдал Господь на Кресте, чтобы открыть нам двери Царства Небесного".

"Диавол тогда научил толпу кричать: "Распни, распни Его!" (Ин. 19:6). А сегодня нам говорит: "Грешите, берите от жизни все, не слушайте Бога, слушайте меня. Я вам все на этой земле дам, я князь мира сего", - продолжил архипастырь. - Многие слушаются и грешат. Мне приходится часто беседовать с богатыми людьми, олигархами. На предложение построить храм они отвечают, что им это не интересно, как и все божественное, а интересно другое - купить футбольную команду (где кипят страсти), заниматься цифровой экономикой, искусственным интеллектом. Так они живут и думают, что все этим и кончится. Но все завершится разочарованием. Ничего без Бога не будет. Можно заниматься современными технологиями, но и Бога не бросать, заповеди Его исполнять, тогда все получится. А если не будем этим заниматься, получится один разврат и больше ничего. Нужно слушать не диавола, а Бога, который говорит истину".

"Господь сказал, что нас ждет. У всех короткая жизнь, и скоро мы увидим, что это будет за мир. Сейчас мы знаем о нем только из Евангелия. Христос нам объяснил, как нужно жить, соблюдать Его заповеди, любить. А человек за две тысячи лет практически не изменился, каким был при распятии Спасителя на Голгофе, таким и остался, лучше не стал. Иисус предупреждал: "Меня гнали, будут гнать и вас" (Ин. 15:20). Ничего не поменялось, так было, так и есть. Поэтому мы должны укрепляться Словом Божиими, Его благодатью, и ожидать, что всякое может произойти, гонения в любом месте могут быть. Господь всех просеит, Он знает, кто мы есть, чего стоим, готовы ли умереть за Него, пойти с Ним крестным путем. Надо часто причащаться Святых Христовых Тайн, быть всегда на связи с Богом. Тогда мы, взяв свой крест и пройдя наш крестный путь, следуя за Господом, можем приобщиться спасения и Его любви. Наберитесь терпения, покаяния, укрепляйтесь, чтобы вскоре вкусить великую радость, которую Христос дарует нам в день Своего Воскресения", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Богослужение транслировалось на YouTube-канале собора.

Пассия (от латинского - "страдание") - богослужебное последование, совершаемое в четыре воскресенья Великого поста вечером, на котором читаются тексты Евангелия о страданиях Христа. Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм. Чинопоследование было помещено в приложение к Цветной триоди, изданной Киево-Печерской лаврой в 1702 году. Смысл пассии - сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Крестной Смерти. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Христа: на первой - 26 и 27 главы от Матфея, на второй - 14 и 15 от Марка, на третьей - 22 и 23 от Луки, на четвертой - 18 и 19 от Иоанна. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами. В конце службы верующие с благоговением подходят поклониться Кресту Христову, который выносится на середину храма.

ИА "Вода живая",
02.04.23

Казанский кафедральный собор

191186, Санкт-Петербург, Центральный район, Казанская пл., д. 2

Упоминания в новостях

Все новости