"Как встретить Христа"

Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Смольном соборе
В канун Недели 6-й Великого поста, праздника Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресенья), 8 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Всенощное бдение в Смольном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель протоиерей Петр Мухин с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.

Пел детский хор телевидения и радио Санкт-Петербурга под управлением Игоря Грибкова.

За усердное служение Святой Церкви и к празднику Светлой Пасхи были награждены: протоиерей Вадим Соколов - правом ношения палицы, протодиакон Владимир Василик - правом ношения камилавки.


"Мы праздновали сегодня утром воскрешение Лазаря, а сейчас уже наступил праздник Входа Господня в Иерусалим, - сказал владыка в проповеди. - Эти два события очень важны в истории домостроительства нашего спасения и объединены одним тропарем "Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже". А сегодня мы, подобно отрокам иудейским, встречаем грядущего в Свой град Царя Небесного, но грядущего через Крест. После помазания мы раздали вам крестики - это знамение, с которым мы должны встретить Господа и проводить Его на Страстную седмицу. Можем ли мы взять крест, который Он дает? Можем. Помните, святой Симон Киринеянин взял Крест Иисуса, когда Он уже не мог его нести, и донес до Голгофы. Когда мы берем свой крест, исполняем все Его заповеди. При рукоположении на священника надевают крест, чтобы он свидетельствовал, что несет крест Христов, показывая пример пастве во всем добром житии. При крещении на человека тоже надевают крест - и он обещает жить всегда во Христе, исполнять Его заповеди. На усопшего надевают крестик либо кладут ему в руки. Одним словом, крест Христов всегда с нами, и мы обязаны его нести. Это наши скорби, болезни и страдания".

"Господь идет сегодня не для того, чтобы показать иудеям, что Он царь Израиля, а наоборот - чтобы развенчать их мечту, неправильные помыслы о Мессии, - продолжил архипастырь. - Они ожидали Мессию как царя земного, а Господь - Царь небесный. Он говорит ученикам: "Пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязавши приведите ко Мне. И если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их" (Мф. 21:1). Господь в этих словах показал, как должно поступать, если Он о чем-то просит. Его ученики должны быть такими - оказывать послушание и исполнять все, о чем бы Он не попросил. Ученики Христовы привели осленка, положили на него свои одежды, и на нем Он вошел в Иерусалим. В древности как раз так входили цари, и народ всегда постилал одежды или ветки деревьев и встречал его как победителя, вернувшегося с войны. Господа встречали как победителя смерти. Он только накануне воскресил из мертвых Четверодневного Лазаря. Уже много людей уверовало и шло за Христом, но еще больше людей не верило, им хотелось, чтобы Он объявил себя Мессией. А Господь даже ученикам запрещал говорить о том, кто Он. Они знали, что Иисус - Сын Божий, но об этом время еще не пришло говорить. Он должен был еще научить их тайнам Царства Божия. За пять дней до Своей смерти Господь все-таки показывает, что Он - Мессия, въезжая в город как Царь духовный, небесный, а не политический лидер. Даже Пилат не заметил этого входа, потому что все было чинно, свято, духовно, и в шествии на осляти не было узурпаторства земной власти. Прокуратор не увидел в этом ничего угрожающего Римской империи, никакого захвата власти новым царем. Господь просто спустился с Елеонской горы и поехал в Свой храм. А народ ликовал, кричал: "Осанна сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне!" (Мф. 21:9). Фарисеи, книжники и первосвященники возмущались: кого так встречают, почему так говорят? И велели Христу сказать, чтобы они замолкли, иначе в Риме узнают, что Его называют царем, и будет беда. Господь ответил: "Сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют" (Лк. 19:40). Им предстоит свидетельствовать о Нем как Спасителе. И народ радостно кричал, и был торжественным вход Христа в Иерусалим. Он так величественно вошел, потому что оставалось пять дней, нужно было, наконец, открыться всему народу, чтобы об этом событии узнали иудеи и язычники во всем свете".

"Мы сохраняем эту традицию и приходим с веточками вайи в храм - это символ возрождения и воскресения: после пережитой зимы на них раскрываются почки, это показатель того, что можно преодолеть все на свете, даже зиму страстей, грехов, и воскреснуть для вечной жизни. Мы сегодня принесем эти веточки домой, и пусть они напоминают, что нам нужно быть победителями своих страстей. Надо одолеть зиму грехов и потом расцветать добрыми плодами, чтобы на земле встретить Светлое Христово Воскресение и далее на Небе иметь с Ним жизнь вечную. Желаю вам с помощью Божией пройти последнюю неделю перед Пасхой - Страстную седмицу, встретить Воскресение Христово, поклониться воскресшему Господу и продолжать путь к вечной жизни", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

За усердные труды во славу Святой Церкви и помощь храму были награждены благотворители: Наталия Вепхвадзе и Анна Хмелева - серебряными медалями апостола Петра, Евгений Подгорнов - медалью апостола Петра.

По традиции были освящены ветви вербы. Их раздали верующим с крестиками, привезенными владыкой со Святой земли.

Храму была подарена икона священноисповедника Михаила Союзова.

Смольный (Воскресения Словущего) собор был заложен в 1748 году по указу императрицы Елизаветы Петровны. Автор проекта комплекса, включающего храм, монастырь и институт для девушек дворянского происхождения, Франческо Растрелли, не успел завершить постройку. С 1762 года строительство шло под руководством Юрия Фельтена. Институт благородных девиц был открыт в 1764 году, собор же был достроен Василием Стасовым и освящен в 1835 году. В советское время из него изъяли ценности, в 1931-м закрыли. Позже он вошел в состав музея истории города, в нем разместили экспозицию "Ленинград сегодня и завтра". В 1990-м в нем открыли концертно-выставочный зал ГМП "Исаакиевский собор". 24 мая 2009 года в храме впервые был отслужен молебен, а 7 апреля 2010-го была совершена Божественная литургия. В правом приделе установили временный иконостас, начались ежедневные богослужения. 25 января 2016 года, в день памяти мученицы Татианы, собор передали епархии, он стал главным храмом всех учебных заведений Санкт-Петербурга.

ИА "Вода живая",
08.04.23

Храм Воскресения Христова «Смольный собор»

191104, г. Санкт-Петербург, Центральный р-н, пл. Растрелли, 3/1 (Смольный собор).