"Человек - икона"

Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме святых Симеона и Анны
В канун Недели 20-й по Пятидесятнице, 21 октября, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления и благочинный Центрального округа протоиерей Сергий Куксевич, настоятель протоиерей Олег Скобля с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.

За богослужением молился ктитор храма Владимир Кехман. 


"Мы сейчас стоим в прекрасном храме, где множество икон, - сказал владыка в проповеди. - А представьте, этого могло бы не быть, если бы не отцы Седьмого Вселенского Собора, которые смогли преодолеть иконоборческую ересь. Она сильно повредила православию в восьмом веке, когда к власти в Византийской империи пришел император Лев Исаврянин. Это произошло в 728-м году и первым делом он вызвал Константинопольского патриарха Германа, уже 90-летнего старца, и велел ему издать указ о том, чтобы все иконы и мощи были убраны из храмов. Но патриарх не издал такого указа и был смещен. На его место император нашел человека, во всем ему покорного. Начались гонения на иконопочитателей - из храмов выносились мощи и образы, все сжигалось. Воины ходили от храма к храму, от дома к дому и повсюду изымали иконы. Целых шестьдесят лет шло их уничтожение. От храмов того века остались только кресты, никакой росписи нет, все счищалось и закрашивалось. Это же повторили в 16 веке протестанты, когда решили бороться с католичеством. Сегодня в протестантских храмах нет икон, они выглядят как обычные концертные залы - сцена и кресла".

"Гонениям сильно противостояли монашествующие, с ними расправлялись все императоры, - продолжил архипастырь. - В 787-м году прошел Вселенский Собор при императрице Ирине и патриархе Тарасии. На нем было 350 епископов и 130 монашествующих, они скрупулезно доказывали иконоборцам их неправоту, приводили примеры из Священного Писания и учили, что христиане поклоняются Богу, а образы не считают за идолов. Их обвиняли в язычестве, говорили, что они все придумали и нигде нет указаний про иконы. У язычников не было икон, они поклонялись зверям, растительности, стихии. А христиане чтут образы Божий и Богородицы. Поскольку Господь воплотился, Его стали изображать красками. Он не просто Дух, Он имел плоть и кровь, и поэтому был изображаем. Святые отцы ссылались на Боговоплощение. Это касается и нас. Мы тоже созданы Богом по Его образу и подобию. Мы тоже можем быть иконоборцами, но не с образами бороться, а с людьми, ведь каждый человек - тоже образ Божий, тоже икона. Когда мы этого не понимаем, начинаем человека обзывать, поливать грязью публично и этой грязью замазываем лик Божий. Мы превращаемся в таких же иконоборцев, начинаем гнать людей, которые являются образами Божиими. Нужно осторожно относиться друг к другу. Нам дана заповедь любить друг друга и ближнего. Это надо помнить".

"Человек - икона, поэтому надо к нему относиться с  любовью и уважением. Почитать его, лелеять и знать, что через него мы спасаемся, как и через икону. Она - окно в небо, через нее нам дается благодать Божия. Существует много чудотворных, мироточивых икон, святых мощей, к которым мы прикладываемся и получаем благодать Святого Духа. Все мощи и иконы - это творение Святого Духа. Как и святые, которые изображены на иконах, - это Его творения, носители благодати. Каждый день отмечается память нескольких святых, они невидимы, но этим невидимым иконостасом присутствуют с нами, мы им молимся. Такого огромного иконостаса, как в православии, нет нигде. Сколько святых у нас в Церкви! И все они - плоды Духа Святого. Мы благодарим Бога, что сохранили это, пройдя все искушения. Большевики гнали, изгоняли, разрушали церкви, были безбожниками, неверующими. Но те иконоборцы, о которых мы говорим, именовали себя христианами и хотели, чтобы у нас было духовное христианство, ничего материального не было. Убивали почитающих иконы, монашествующих - и не считали это за грех, а якобы боролись с ересью. Мы должны эти уроки знать, помнить. Надо охранять, беречь наследие, которое нам осталось от святых отцов, мужественно защитивших иконопочитание. И сегодня мы восхищаемся - какая благодать в наших храмах, особенно когда мы совершаем здесь богослужение. Чем чаще молимся, чем больше благодать Святого Духа изливается на нас", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Храму была подарена икона святого Александра Невского.

За усерднoе служение Святой Церкви и в связи с 60-летием настоятель протоиерей Олег Скобля был награжден орденом благоверного князя Александра Невского. 

Верующим раздали иконки обретения мощей преподобного Сергия Радонежского с патриаршим благословением.

Солисты Михайловского театра под управлением дирижера Александра Соловьева исполнили духовное песнопение. 

Храм святых Симеона и Анны был построен в 1734 году на месте первой деревянной церкви, возведенной в 1712-м в память о рождении дочери императора Петра Первого Анны. Главный алтарь был освящен в присутствии императрицы Анны Иоанновны. В советское время храм закрыли, вернули Церкви в 1994-м. 14 сентября 2013 года Святейший Патриарх Кирилл совершил чин малого освящения, а 15 февраля 2017-го храм освятил митрополит Варсонофий. 

ИА "Вода живая",
21.10.23

Видео: Всенощное бдение в храме святых Симеона и Анны

Храм свв. правв. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы

191028, Санкт-Петербург, Центральный район, ул. Моховая, д. 48.

Упоминания в новостях

Все новости