Его Высокопреосвященству сослужили благочинный храмов при вузах и настоятель протоиерей Петр Мухин с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.
"Мы слушали сегодня на утрене евангельское чтение, в котором Христос уверил двоих учеников в великой тайне Своего Воскресения, - сказал владыка в проповеди. - Ученики шли из Иерусалима в Эммаус, по дороге размышляя о том, что произошло в те дни в Иерусалиме. Они говорили о Господе, но в Его Воскресение не верили. Они слышали, что ангелы вроде бы явились женам-мироносицам и сообщили им, что Христос воскрес, и что Его Тела, как оказалось, нет во гробе. И тут к ним присоединился некий путник и спросил, о чем они говорят. Один из учеников, Клеопа, сказал: "Неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?" (Лк. 24:18). "О чем?" - спросил путник. Они стали рассказывать, как был у них Учитель, они верили, что Он освободит иудеев от римского ига и даст им власть надо всем миром, и вдруг Его распяли, и все их надежды рухнули. Тут путник стал им объяснять, что они неправильно мыслят о Христе: в Писании не сказано, что Спаситель придет для того, чтобы дать иудеям власть над миром, Он - Спаситель всего мира. Он стал рассказывать, как именно пророки, начиная с Моисея, говорили о Христе и дал им ключ разумения этих текстов Писания".
"Сердце у них взыграло, они почувствовали благодать от слов этого путника, - продолжил архипастырь. - Дело было к вечеру, они предложили путнику зайти вместе в дом, но Христос - а это был Он - пробыл там с ними совсем недолго, сделался невидим и исчез. Мы все идем к закату своей жизни, и нам бы хотелось, чтобы Господь был всегда с нами. Но Спаситель только дал нам веру, а подвиг веры мы должны нести сами. Бог дает нам в помощь благодать, но сам находится на Небе, там Его место. Нам Он оставляет Писание, которое не только говорит о Христе, там приводятся Его слова, наставления для нас. А второе, что Он оставил, - то, благодаря чему ученики познали, что это Христос: преломление хлеба (Лк. 24:30-31), Евхаристия. Господь оставил нам самого Себя, и мы можем принять, познать Его и быть вместе с Ним. А видеть Христа в земной жизни нельзя, только на Небе. Так Господь уверил учеников в Своем Воскресении, они вернулись в Иерусалим, там встретились с другими учениками, которые тоже видели Христа, и радость была неизреченная".
"Также сегодня мы празднуем память иконы Божией Матери "Знамение". Она прославилась в Великом Новгороде. Хотя этот образ пришел на Русь вместе с Крещением, чудо произошло в двенадцатом веке. Русь к тому времени полтора века была православной, но, к сожалению, князья вели междоусобную брань. Князь Андрей Боголюбский был глубоко верующим, ему было видение Божией Матери - зачем ему было идти на Новгород? Правда, сам он не пошел, послал вместо себя сына. Войска окружили Новгород, который был вольным городом. Одни православные стреляют, другие защищаются. Новгородскому архиепископу Иоанну было откровение, что надо взять икону Божией Матери в таком-то храме и пройти с ней вокруг города по стене. Когда образ несли, одна из стрел владимиро-суздальских войск попала в него. Богородица отвернулась от нападающих и заплакала. На суздальцев напал страх - они же были верующими и понимали, что нельзя стрелять в икону. Это было знамение, что Царица Небесная остается с защитниками города: Новгород устоял, а суздальцы обратились в бегство. Мы видим, что Божия Матерь помогает всегда, когда к Ней обращаются в молитве. Нужно помнить, что только со Христом мы видим друг в друге братьев и сестер - без Него мы как чужие друг другу, Он нас всех объединяет. Следует держаться за Бога, никогда не отступать от Него, иначе нас будут сотрясать междоусобные войны. Казалось бы, верующие прежде всего должны желать вечного спасения, но мы желаем земных благ и из-за них ссоримся. Даже в семьях, среди родных людей ссорятся из-за имущества. Ничего не изменилось: как тысячу лет назад враждовали, так и сейчас враждуют. Христианина должна отличать доброта. Если будем бороться со страстями - а Господь помогает нам бороться с плотскими страстями, привязанностью к земле, - то в жизни будет радость, любовь и мир. Желаю вам пройти поприще Рождественского поста и встретить радость Рождества Христова, чтобы Господь поселился в сердце. А мы должны Бога благодарить, быть Ему послушными, исполнять Его волю и жить по святым Его заповедям", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Верующим раздали иконки Божией Матери "Панагия Сумела".
Закладка больницы императора Петра Великого и входившего в ее комплекс храма была совершена в 1910 году епископом Гдовским Вениамином, однако удалось построить лишь временный храм, освященный в апреле 1917-го и уже в следующем году закрытый. Здание в безбожное время использовалось как медицинская лаборатория, потом было заброшено. Храм восстановлен усилиями настоятеля протоиерея Петра Мухина. С 2000 года совершаются регулярные богослужения.
ИА "Вода живая",
09.12.23