"Иконы появились на Руси после того, как она приняла христианство при равноапостольном князе Владимире, - сказал владыка в проповеди. - Икона Божией Матери, которую мы называем "Знамение", пришла примерно в то время. Князь Владимир разделил Киевскую Русь между своими двенадцатью сыновьями. Каждому дал по городу, чтобы княжить. После его смерти начались междоусобные брани между братьями. Это продолжалось в одиннадцатом и двенадцатом веках. Икона прославилась чудесами в середине двенадцатого века, когда сын Андрея Боголюбского осадил Новгород. Тогда, по откровению архиепископа Иоанна, образ Божией Матери был вынесен за стены города, и в него попала стрела. Божия Матерь заплакала: "Что же вы творите, братья?!" Но люди тогда не ощущали себя братьями. Христианство еще глубоко не проникло в их сердца. А только во Христе можно ощущать себя братьями и сестрами, как мы всегда называем друг друга в Церкви. В то время этого не было, что привело к большой беде. Междоусобные брани кончились нашествием на Русь татаро-монголов, которые уже захватили всю Азию и устремились на европейский континент. Первой встретила удар Киевская Русь. Тысячу городов и селений враг сжег, людей уводили в плен, продавали на рынках как рабов. Русь была поражена. Накликали сами на себя беду. А почему было бы не жить по-христиански, как братья и сестры? Ведь все князья были родственниками. Зачем враждовали, из-за каких земных благ? Это первая причина вражды - кому-то чего-то не хватает. Отсюда все войны, перевороты и революции. Начинаем драться за кусок земли, не понимая, что это не главное. Матерь Божия как бы внушала русским людям: "Братья и сестры, вы же приняли христианство. Слушайте слова Господа: "Ищите же прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам" (Мф. 6:33). Господь столько вложил богатств в Русскую землю - хватит на несколько тысяч лет". Но, к сожалению, никто Бога не искал, пока не пришла беда. Когда гром громыхнет, тогда русский мужик в лучше случае перекрестится. Как неверующие, все думают о земном благе, достатке земном, не вспоминая при этом Бога или формально все исполняя. Христа в сердце не было, никто друг друга не любил. Процветали ненависть, раздробленность, и в итоге Русь попала в зависимость".
"Преподобный Сергий Радонежский, который жил в четырнадцатом веке, осознавал, что это наказание Божие, что нужно русских людей воспитывать в христианстве, - продолжил архипастырь. - И основал около сорока монастырей, наставлял учеников. Там были школы, воспитывались патриотизм и любовь к Церкви. Она объединяла тогда всех людей одним учением, Евангелием, заповедями. Постепенно люди стали ходить в храм Божий, монастыри стали объединятся. Князья спешили дать отпор, им не хотелось платить дань орде. А преподобный Сергий говорил, что еще рано, пока еще народ не готов дать отпор, лучше отдавать золото, пушнину и все, что требуют татаро-монголы, но сберегать народ и воинов. Пока их мало, они не смогут победить. А когда придет время, он благословит. И действительно, пришло время - в 1380 году преподобный Сергий благословил князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву и дал двух иноков Пересвета и Ослябю. Русь стала подниматься с колен и уже была воцерковлена. Люди понимали слова святого: "Только любовью и единением спасемся".
"Если будем все время думать только о земных благах, скорчимся, как евангельская женщина, о которой мы сегодня слышали в Евангелии. Господь вошел в синагогу, где была скорченная до земли. Он сжалился над ней, видя, что ее связал сатана, который нас связывает, когда мы думаем только о земном. Мы ходим, как эта женщина сгорбленная, вниз на землю смотрим и что-то там ищем. Там нечего искать, надо выпрямляться. Господь помогает выпрямляться, он помог этой женщине и выпрямил ее. Начальник синагоги на это стал обличать женщину: зачем она пришла в субботу за исцелением, надо в другие дни приходить. Как будто в синагоге каждый день кто-то исцеляется. Абсолютно безбожный человек, не любящий ни прихожан, ни Бога. Он был скорчен, связан диаволом и даже не замечал этого. Он, учитель божественного закона, не заметил пришествия в синагогу Бога, Законодателя, и совершенного Им чуда. Так бывает с нами, когда бес нас корчит, привязывает к земному, и мы ходим, не понимая, что с нами происходит. Даже не можем выпрямиться и посмотреть на небо. Господь велит помышлять о горнем, а не о земном. Все земное Он нам даст, начнем только думать о своей бессмертной душе, она - главная ценность. А если будем жить как безбожники, неверующие, то непременно попадем в беду. Бог приходит к Аврааму и говорит, что идет посмотреть на Содом и Гоморру, откуда идет сильный вопль. Грехи вопиют. Господь все видит, что происходит, и посылает бич. По-другому не выправишь ничего. Только один разврат и искушение. Посмотрите, как мы живем. Мы, православные, должны быть примером для всего мира. А у нас семьдесят процентов разводов. Не успеем свадьбу сыграть, как уже разводимся. Не можем ни потерпеть, ни полюбить, ни крест понести. Хотим все сбрасывать с себя, никакой тягости - свобода и развлечения. В итоге у нас нет детей, скоро одни мигранты заселят нашу землю. А мы, русские, попадаем под бич. Пока не поздно, нужно исправиться, каяться, стать настоящими христианам, жить со страхом Божиим и любить друг друга. Нет другой заповеди, которую бы Господь даровал нам: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13:35). Сегодня все нуждаются в поддержке и любви, и мы должны это показывать первыми, если мы верующие. Православные должны показать любовь ко всем нуждающимся в добром слове, тепле, материальной поддержке, надо проявлять свою христианскую любовь. Господь этого ждет от нас. Надо быть не великими христианами, а просто добрыми, которые всегда помогут, поддержат, подскажут и согреют. Тогда каждый приход будет сильным, крепким и сплоченным благодатью Божией" , - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Храму была подарена икона святителя Спиридона Тримифунтского.
Митрополит поздравил настоятеля с днем ангела и подарил ему крест с украшениями.
Правящий архиерей в сопровождении настоятеля осмотрел строящийся храм святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Рocсии.
По преданию, Курская Коренная икона Божией Матери была обретена 8 сентября 1295 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. В лесу охотник обнаружил небольшой образ, лежавший ликом вниз на корне дерева. Когда он поднял его, из места, где он лежал, забил родник. На этом месте вместе с товарищами срубил часовню, куда и поместили икону. В XVII веке здесь была основана Коренная пустынь. В Гражданскую войну святыня была вывезена за границу и находится в Америке.
Храм иконы Божией Матери "Знамение" Курской Коренной был заложен в 2015 году, освящен малым чином 17 июля 2016 года, тогда же совершена первая Божественная литургия. Это первый храм в Санкт-Петербурге с таким посвящением.
ИА "Вода живая",
10.12.23