Накануне праздника перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме святого Александра Невского в Усть-Ижоре.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель храма протоиерей Анатолий Мороз с клиром, сотрудники епархиального управления в священном сане.
По окончании богослужения владыка поздравил клир и прихожан храма с престольным праздником.
"Мы сегодня воздавали честь и похвалу человеку, который определил вектор движения нашего Отечества. У него большие заслуги перед Богом как у князя и как у христианина".
Митрополит Варсонофий напомнил исторические обстоятельства, при которых князь Александр совершил свои главные ратные подвиги: турки захватили Иерусалим, и папа Иннокентий III устроил крестовый поход, чтобы отвоевать у неверных Гроб Господень.
"Но крестоносцы "заблудились" и попали не в Иерусалим, а в Константинополь. На самом деле они совершенно не хотели идти в Иерусалим. Они завидовали грекам, их богатству, а в те времена в Константинополе было сконцентрировано две трети мирового имущества. Папа просил, чтобы император Алексей Третий принял унию. Тот отказался, и тогда эти люди, которые носили на одежде кресты, ворвались в Константинополь, что смогли, разграбили, что не смогли разграбить, уничтожили, и еще 57 лет творили там беззакония. Только часть Никеи оставалась канонически верной Православию, а все остальное было подчинено Риму. Это случилось в 1204 году, и об этом прекрасно знали на Руси - наша Церковь подчинялась в то время Константинополю, и связи были хорошо налажены".
Владыка подчеркнул, что именно с этого времени на Руси стали смотреть на латинян не как на заблудших братьев по вере, а как на врагов, которые мечтают всех себе подчинить. В те времена неприятель пришел на Русь с двух сторон: с одной стороны шведы и немцы, с другой - Золотая Орда.
"Что остается князю Александру? Выбрать из двух зол меньшее. И он выбирает: не уступать Риму, потому что Рим требовал не только богатств, но и души. Татаро-монголы не требовали, чтобы Русь меняла веру. Папа Римский в свое время предлагал Батыю насадить на Руси католичество, тот отказался. Татаро-монголы даже в своей столице, Сарае, разрешили организовать православную епархию, и священников освободили от уплаты податей. А католики мечтали обратить наших предков в свою веру. Подвиг Александра Невского в том, что он не отдал душу народную, а потом Русь, выстрадав, укрепившись, создала мощное единое государство и сбросила иго. А если бы католикам удалось нас покорить, мы были бы сейчас маленькой страной с латинской верой, как Польша, как Литва - кто о них думает, кто с ними считается? За этот подвиг князя Александра почитали уже его современники, хотя и противники, недоброжелатели у него тоже были. Все потомки почитали его, и через три века после кончины князя составляется служба ему, которую написал Пахомий Серб. Впоследствии великий князь был канонизирован. С XVI века начинается строительство храмов в честь Александра Невского на всей Русской земле. Народ полюбил князя, и сегодня мы молимся ему, чтобы наша вера укреплялась, чтобы Православная Церковь никогда не исчезала с Русской земли".
"Вода живая",
11.09.14
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Архиерей