Миссионерская конференция "Святой князь Владимир: от тьмы к свету; неоязычество: от света во тьму" состоялась 15 октября в Синем зале епархиального управления.
Конференция была организована миссионерским отделом Санкт-Петербургской епархии, вел ее председатель отдела протоиерей Георгий Иоффе.
Во вступительном слове отец Георгий напомнил, что в этом году в нашей стране отмечают 1000-летие преставления равноапостольного князя Владимира, и в связи с этим тема христианского пути России стала особенно актуальной. В обществе усилились тенденции нативизма, которые, по мнению не только церковных, но и светских специалистов, несут угрозу национальной безопасности.
Протоиерей Георгий Иоффе пояснил, что нынешняя конференция - уже третья: первая проходила нынешним летом в Череменецком монастыре, вторая, международная, была проведена в словенском городе Оточце с 17 по 20 сентября: это была XVIII встреча межправославного совещания центров по изучению новых религиозных движений и тоталитарных сект. Отец Георгий познакомил присутствующих с отрывками из коммюнике, выработанного на этой конференции.
В коммюнике говорилось, что неоязычество - продукт новейшего времени, а именно второй половины ХХ века, и не имеет никакого отношения к древним верованиям. Неоязычество, или нативизм, можно отнести к деструктивным культам, и противодействие ему необходимо на всех уровнях. Прежде всего, необходимо создание и издание апологетических материалов, разоблачающих основные постулаты неоязычества.
С докладом "Неоязыческая идеология как один из главных факторов в попытках разрушения российской государственности" выступил глава епархиального отдела по взаимодействию с казачеством протоиерей Димитрий Василенков.
Отец Димитрий подчеркнул, что идеология неоязычества разрушает единое русское пространство: "У нас есть единый русский народ, сформированный в лоне Православной Церкви. Неоязычники именуют себя как угодно, только не русскими: вятичами, кривичами, славяно-ариями. Это все ложные самоидентификации, поскольку разделения славян на племена на территории нашей страны давно нет, но такой подход сеет рознь. Неоязычников ничто не связывает друг с другом, не говоря уже о том, что существуют течения не только славянские - например, финно-угорские. То есть недавно был народ православный, а сейчас он оказывается разделен на группы и группки".
Вторая опасность неоязычества - распространение антиисторических сведений, порочащих христианство. "Проповедь" нативистов направлена на социально активную, но недостаточно образованную часть молодежи: на реконструкторов, спортивные сообщества - особенно на тех, кто занимается рукопашным боем, ветеранские организации. "Миссионерам нужно иметь серьезное историческое образование или заниматься самообразованием, чтобы анализировать "документы", авторитетные для язычников, - отметил отец Димитрий. - Работать с молодежью надо не только словом, но и делом: организовывать военно-патриотические сборы, спортивные соревнования. У нас налажена работа со студентами вузов, но не с учащимися колледжей и лицеев, бывших ПТУ и техникумов, а ведь эти ребята находятся в группе риска. Если сейчас не принять меры, события 1917 года могут повториться".
Протоиерей Георгий Иоффе дополнил выступление отца Димитрия, снова сославшись на материалы международной конференции в Оточце. Субкультуру нативистов на этом форуме признали близкой к неонацизму. В частности, речь идет об использовании символики, которая с ХХ века отождествляется с нацизмом, - свастики. "Возвращение этой символики и атрибутики в легальную сферу абсолютно неприемлемо", - подчеркнул отец Георгий. Коснулся он и популярного среди неоязычников символа под названием коловрат, якобы древнеславянского - на самом деле он придуман в 1923 году польским художником Станиславом Якубовским.
Теме сравнения дохристианского язычества на Руси с современными реконструкциями был посвящен доклад гостя из Твери, кандидата исторических наук Григория Базлова. Он подчеркнул, что нативистские течения в нашей стране появились в 1980-е и со славянским язычеством никак не связаны. В летописях сведения о верованиях древних славян крайне скудны; сохранились свидетельства очевидцев-иностранцев, но и из них нельзя почерпнуть сведения, относящиеся к древнеславянским культам. О славянских богах мы знаем только их имена: не сохранилось представлений об их функциях в языческом пантеоне, никаких мифов, никакой символики. Нет у нас сведений также о каком-нибудь учении, о богослужениях. Григорий Николаевич обратил внимание на то, что в XIX веке, когда появился интерес к славянским древностям, многие народные обычаи было принято считать отголосками язычества. Однако сейчас понятно, что это просто народные суеверия, и возникли они гораздо позже: "Сохранились тексты заговоров, которые неоязычники пытаются выдать за языческие молитвы. Но обратите внимание: там не упоминаются языческие боги, наоборот - есть обращения к Иисусу Христу, Богородице, Николаю Чудотворцу. А ведь группы, которые занимались заговорами, были достаточно закрытыми, и если бы они хотели обращаться к языческим богам, ничто не мешало бы им делать это". Григорий Базлов напомнил, что гонений на язычников на Руси не было, крестились русичи охотно, и предания о языческих богах просто исчезли за ненадобностью.
Доклад протодиакона Владимира Василика, который находился на другой конференции, был зачитан диаконом Георгием Якубой. Доклад был посвящен святому равноапостольному князю Владимиру как государственному деятелю. Неоязычники любят противопоставлять Владимира его отцу князю Святославу, но отец Владимир показал, что правление на Руси святого князя было гораздо продуктивнее, чем правление князя-язычника.
Следующий докладчик, сотрудник миссионерского апологетического центра "Ставрос" Федор Бабенко, дополнил доклад отца Владимира: он объяснил, что князь Святослав, хотя и остался язычником, не относился к христианам враждебно, поэтому противопоставление отца и сына, князя Святослава и князя Владимира, столь любимое нативистами, абсолютно надуманное.
Доклад самого Федора Бабенко был посвящен деструктивным тенденциям неоязычества. Среди тенденций докладчик перечислил гипертрофированный эротизм, инфантильность, склонность к идеализации, главенство формы над содержанием, отсутствие истинной морали. Доклад иерея Георгия Максимова из Москвы ввиду отсутствия докладчика также был зачитан. Отец Георгий собрал сведения о противоправных действиях неоязычников - как индивидуальных, так и групповых: поджогах и осквернении храмов, нападениях на людей, убийствах.
Протоиерей Георгий Иоффе зачитал проект итогового документа по результатам конференции. В нем выражается обеспокоенность проникновением идей неоязычества в различные группы и сообщества, особенно молодежные; поднята тема неоязыческих обрядов, которые нередко проникают на массовые праздники; предложено разработать и распространять апологетические материалы в молодежной среде, в силовых структурах, в казачьих и фольклорных обществах.
ИА "Вода живая",
15.10.15