Конференция "Князь Владимир: крещение и просвещение Руси" прошла в Свято-Исидоровском храме

В храме священномученика Исидора Юрьевского на Лермонтовском проспекте прошла историко-просветительская конференция городского этапа Международных Рождественских чтений "Князь Владимир: крещение и просвещение Руси". 

В конференции приняли участие клирики Санкт-Петербургской епархии, преподаватели и учащиеся школ Адмиралтейского района. 

Выбор темы конференции не случаен: в 2015 году грядет всероссийское празднование 1000-летнего юбилея со дня смерти великого князя Владимира, крестителя Руси, и конференция стала первой в череде праздничных мероприятий. 

Клирик храма Богоявления на Гутуевском острове иерей Димитрий Дмитриев отметил в своем докладе, что на пути к крещению Руси возвышение культа Перуна, по мнению князя Владимира, означало обеспечение суверенности Киева от Византии, так как принятие христианства означало сиюминутное подчинение Константинополю. В то же время культ Перуна обособлял Русь от варяжского религиозного влияния - князь внедряет собственный славянский культ. "Но введение божеств в целину славянского народа ничего не давало, поскольку в этом не было ничего нового, никаких новых ценностей, и это, безусловно, консервировало Русь в себе самой", - отметил отец Димитрий. Князь Владимир, будучи тонким и умным политиком, понял неизбежность культурно-нравственной переориентации, и мы наблюдаем его отход от язычества и обращение славян в сторону христианства. "Народ стал постепенно принимать христианство, и произошел синтез язычества и христианства, породивший известный феномен двоеверия. Но с принятием христианства Русь становится восприимчивой для культур других стран", - подытожил отец Димитрий.

Серию докладов продолжил культуролог Вадим Кустов: "Византия встала на пересечения Европы и Запада, тем самым став прообразом Москвы. Византия была столицей евразийской христианской империи, и в этом Россия ее правопреемница, в этом ее предназначение". По мнению Вадима Михайловича, выбирая между Востоком и Западом, князь Владимир стал первым евразийцем. "Евразийство - константа нашего существования", - заключил докладчик.

Клирик храма святого Исидора Юрьевского и преподаватель СПБДАиС иерей Константин Костромин обратил в своем исследовании внимание на международный контекст крещения Руси. "Крещение - конкретный государственный акт. Введение христианства - не одномоментное явление. Христианство для тогдашнего русского сознания было неразрывно связано с заграницей, можно даже говорить о феномене "иноземности" христианства". Отец Константин делает вывод: "Принятие христианства на Руси было вписано в очень широкий международный контекст. Сложный выбор веры был сделан князем свободно, по критерию красоты, а это значит - сердцем".

Юрий Соколов, преподаватель музыкального лицея Комитета по культуре Санкт-Петербурга и Академической гимназии, рассматривал условия развития Руси в период правления князя Владимира и его сына князя Ярослава. 

"Моя задача - рассказать о Владимире и о Ярославе, то есть об отце и сыне. Я думаю, что они друг друга тихо ненавидели, но при этом были единомышленниками. Они выбрали вертикаль Киев-Новгород - ту вертикаль на который был смысл строить государство. Русско-варяжский элемент есть и в Киеве, и в Новгороде. А Новгород хранит дверь в Западную Европу", - сказал Юрий Алексеевич. 

"Вода живая",
13.11.14